?

Log in

No account? Create an account

Пн, 2 июл, 2018, 08:00
Республики Закавказья. Туристический рейтинг



Так получилось, что за последние годы я вместе с семьей достаточно вдумчиво проехался по всем республикам Закавказья – интереснейшего региона, тысячелетия стоявшем на перекрестке путей между Востоком и Европой. Причем все республики я посещал по-отдельности, чтобы не замешивать впечатления в один крутой винегрет.

Во всех случаях это было относительно бюджетное автомобильное путешествие на собственной машине, но без палаточных стоянок. Во всех случаях ездили всей семьей, с двумя детьми. Всегда это была именно экскурсионная поездка по стране с практически ежедневными переездами на новое место и ни разу во главу не ставился пляжный отдых. В трех случаях это были майские праздники, только Азербайджан в этом году получился в начале июня. Вполне можно сравнивать.

Ни в коем случае не претендую на роль эксперта по Южному Кавказу, но свое мнение так или иначе сформировал. Итак, куда податься автопутешественнику в первую очередь? Абхазия или Грузия? Армения или Азербайджан? Поехали…

Республики Закавказья. Туристический рейтингСвернуть )

Ср, 27 июн, 2018, 13:02
Азербайджан. Техническая информация для путешественника. Июнь 2018



Посты с технической информацией по окончанию поездки становятся для меня уже традиционными. Сам очень люблю читать подобные путевые заметки у других авторов, да и полезно. Сразу примеряешь на будущее.

Итак, маршрут по дням, общий пробег и состояние дорог в стране. Берут ли взятки гаишники и сколько стоит фотография авто со стационарной камеры. Сколько стоит заправить машину и пообедать в ресторане. Где жить, работает ли там booking в частности и интернет в общем.

Курс валюты и работа обменников. Карты или наличные. И даже бюджет кратко распишу. Поехали…

Азербайджан. Техническая информация для путешественника. Июнь 2018Свернуть )

Вт, 19 июн, 2018, 08:01
Азербайджан. Стоит ли ехать?



– Где мой хиджаб? – сердито ворчала дочка, перебирая свои летние маечки. – Куда мы вообще едем? Нас прямо на границе украдут и продадут в гарем! А я не хочу в гарем, я хочу в Испанию! Или в Италию! На пляж!

– Когда в девяностые мой сослуживец ездил к себе домой, в Азербайджан, то он сразу надевал форму. Так, на всякий случай. – отец внимательно посмотрел на меня и многозначительно повторил. – На всякий случай.

Мама ничего не говорила. Но ее мысли фактически материализовались в виде мультяшных облачков над головой, на которых можно было прочитать: «Горы…», «Ислам…», «Многоженство…», «Блондинки…»

Да, волей судьбы я являюсь ближайшим родственником двум прекрасным сероглазым блондинкам. И для того, чтобы уговорить их поехать в Азербайджан, мне пришлось задействовать весь свой авторитет. Даже упоминание того, что они в свое время замечательно выжили в криминальнейшей Абхазии и гуляли по темному Сухуму, поначалу не помогало.

Ну что же, мы там были и буквально на днях вернулись из автомобильного путешествия по Азербайджану, и мне есть что рассказать об этой стране. О высоких горах и о выжженной пустыне. О местных жителях и о самочувствии блондинок на улицах азербайджанских городов и деревень. И показать тоже…
Азербайджан. Стоит ли ехать?Свернуть )

Пн, 21 май, 2018, 11:26
Серные бани Тбилиси



Общественная баня - это рассадник множества инфекций. Если наступишь случайно голой ногой на пол, то ее тут же обглодает до колена грибок. Запах чужого едкого пота смешивается с застарелым перегаром и сшибает с ног еще на подходах. Я уже не говорю про скрывающихся в тумане извращенцев.

Особо чувствительные личности в общественной бане впадают в полный ступор от открывшегося зрелища и могут только стоять и смотреть в одну точку. А ночью им снятся кошмары… Ну есть такое мнение у некоторых.

Тем не менее, когда я составлял список мест в Тбилиси, где нужно побывать обязательно, то серные бани оказались там под номером один. Несмотря на изрядную долю скептицизма, с которой отнеслись к этому моему желанию жена с дочкой.

Но приехать в Тбилиси и не побывать в серных банях – это все равно, что приехать в Париж и не подняться на Эйфелеву башню, как сказал грузинский поэт Иосиф Гришашвили. Пушкина, который Александр Сергеевич, в 1829 году какие-то гении средневекового пиара «случайно» запустили в бани в женский день. Потом выгнали, конечно, но уже все, процесс пошел. «Отроду не встречал я ничего роскошнее тифлисских бань» и все такое.

Другого Александра, не менее известного чем Пушкин, по фамилии Дюма, так жестко обработали банщики, что после этой экзекуции он стал рассказывать про серные бани исключительно восторженными возгласами.

Короче, в серных банях нужно было побывать обязательно.
Серные бани ТбилисиСвернуть )

Вт, 15 май, 2018, 08:01
Армения. Кладбище хачкаров в Норатусе



Вот куда захочет отправиться путешественник, проснувшись утром в гостиничном номере на берегу прекрасного высокогорного озера Севан? Ну конечно же, он захочет посетить очень древнее, но и поныне действующее армянское кладбище в селе Норатус, где сохранилась самое большое в Армении количество хачкаров.

Хачкары – это не какое-то воинственное кочевое племя. Хачкары – это каменные плиты с искусно вырезанными на них крестами. Cлово образовано двумя армянскими корнями: "хач" - крест и "кар" - камень.

И куда бы вы не попали в Армении, везде будут эти стелы с красивым рисунком, которые чаще всего служили могильными плитами, но иногда устанавливались по случаю окончания строительства храма, например, или в качестве межевого знака…

Армения. Кладбище хачкаров в НоратусеСвернуть )

Пт, 4 май, 2018, 11:47
Новая машина. Муки выбора



Для моих задач Санта устраивала практически всем. Она была достаточно высокая и комфортная для дальнобоя. У нее был большой салон и огромный багажник. Меня устраивали даже ее скромные возможности по проходимости на грунтовках – к церкви Гергети в Грузии и Гегскому водопаду в Абхазии забрался, а большего мне вроде и не требовалось.

Но вот возраст… Кто-бы что ни говорил, но все имеет свой ресурс, а 11 лет – это достаточно большой срок. Начались мелкие неприятности, которые по отдельности вроде и не страшные, но все вместе начинают уже напрягать. Начали течь самые разнообразные сальники – редуктора заднего моста, правого редуктора, кардана. Приходишь на парковку, а под машиной пятно масла, как под старой Газелью. Неприятно.

Ломался привод печки и зимой из пассажирских дефлекторов начинал дуть холодный воздух. Ломалась катушка компрессора кондиционера и кондиционер в жару переставал включаться. Перетирались контакты на кольце в рулевом колесе и переставали работать кнопки на руле и управление круиз-контролем полностью. Магнитола перестала читать CD. Про всякие ступицы и прочие железяки в подвеске я не говорю, так как считаю это все расходником.

Начались проблемы на дальняке. Ломался таинственный ванус (клапан изменения фаз ГРМ) и нештатный иммобилайзер, причем оба раза в Грузии. Ломался указатель уровня топлива в Карелии. Ребенок открыл окно на заправке, а вот закрыть его не смог уже никто. Пришлось снимать обшивку двери и «пошевелить контактами».

Это все приключения, конечно, и достаточно позитивно воспринимались нашим экипажем, только достаточно дорого это – ломаться вдали от дома. А иногда просто неудобно.

Когда у меня лопнул задний тормозной шланг на парковке около магазина, то я серьезно задумался. А вот когда поиск неисправного фазовращателя на распределительном валу у меня занял две недели в разных сервисах и отнял ощутимую кучку денежных знаков, то стало понятно окончательно – нужно расставаться.
Новая машина. Муки выбораСвернуть )

Пт, 27 апр, 2018, 08:01
Уехала. Уже несколько дней как



Уехала. Уже несколько дней как. Вроде и давно расставаться пора было, откровенно утомлять начали друг друга, но до сих пор что-то свербит на душе. Говорят, что только к первой прикипаешь сильно, а затем вся острота ощущений стремительно уходит. Пришла… Ушла… Сколько их еще будет. И как вообще можно к ним так привязываться? Железяка же! Предмет.

Ну да, железяка. Но где мы только вместе не побывали. Были в Абхазии, нашем первом длинном автомобильном путешествии, из которого привезли столько позитива, что этот текст до сих пор вызывает лютейшую попаболь некоторых пользователей на любом ресурсе.

Были в невероятной Грузии и офигенной Армении. Узнали, что можно посмотреть в красивой Беларуси. Были в летней Карелии и зимних Хибинах. Неоднократно мотались в Должанку, ловить ветер.

А горные походы? Эта машина безропотно ждала нас на поляне около церкви Гергети с попытки восхождения на Казбек. Ждала нас рядом с огромных размеров овчаркой в Апатитах , пока мы не вернемся с дождливого похода по Хибинам. Ждала нас около КПП Лагонаки, пока мы не вернемся с восхождения на Фишт.

Молча ждала в гараже за полторы тысячи километров, пока мы не спустимся с вершины Эльбруса, куда доехали на другом авто (до сих пор стыдно).

Да что там говорить, на этой машине я отвез первого ребенка в первый класс и забрал жену со вторым из роддома. А кто-то говорит, железяка…

Пт, 20 апр, 2018, 09:00
Про неприятность на дороге, грузин и их хваленое гостеприимство



Наверное, уже в сотый раз я вставил и повернул ключ в замке зажигания и двигатель послушно завелся. Шепнув про себя что-то ободряющее, я переключил коробку в режим D и отпустил тормоз. Машина тронулась и тут же наступила тишина. Наверное, уже в сотый раз двигатель заглох.

А ведь как все хорошо шло! До границы оставалось буквально чуть-чуть, дальше перегон до дома и были все шансы уже завтра вечером выпить прохладного Киндзмараули в честь очередного своего дня рождения. И вот на тебе!

Этот дурацкий иммобилайзер, который не видел метку и глушил движок при попытке тронуться, глючил уже достаточно давно, уже несколько лет. Но всегда, когда случалась такая ситуация, я трогался со второго, ну максимум с третьего раза или менял батарейку на запасную, которая давно уже лежала в бардачке. В этот раз фокус с заменой батарейки не сработал, по всей видимости запасная тоже была севшая.

Машина стояла на обочине, куда я свернул на небольшую остановку и где, на свою голову, заглушил машину. В Грузии. Под Крестовым перевалом, где до ближайшего банкомата было несколько десятков километров. Отпускные деньги были уже потрачены, в кошельке оставалось несколько лари, на которые я планировал залить бензина. Достаточно быстро темнело, в горах вообще темнеет очень стремительно. Рядом проезжали редкие автомобили, но чем они могли мне помочь с моей автоматической коробкой передач, я не знал…
Про неприятность на дороге, грузин и их хваленое гостеприимствоСвернуть )

Пн, 16 апр, 2018, 09:00
Типичный день фрирайд-школы



Учиться новому можно по-разному. Можно проходить весь путь самостоятельно, набивая на каждом повороте новые шишки и наступая на старые грабли. В принципе это нормально и даже очень правильно, когда человек пробует что-то, ошибается, исправляет ошибки и накапливает собственный опыт. Я таким способом учился и продолжаю учиться достаточно многому, в том числе и кататься на сноуборде, например.

Но есть занятия, где учиться подобным образом достаточно рискованно. Прыгать с парашютом со скалы не стоит без базовых знаний, как и кататься вне трассы по лавиноопасным склонам. Не те это занятия, где нужно учиться на своих ошибках. Слишком велика может быть цена.

Остаются по большому счету несколько вариантов – опытный товарищ, гид и школа. Опытных товарищей в этом направлении у меня не было, а вот с гидом кататься на этом этапе я не очень хотел. Потому что гиды не учат. Задача гида – безопасно сопроводить, спустить и вернуть клиента на базу. Все остальное факультативно и под настроение.

Остается фрирайд-школа, которую я представлял себе чем-то вроде альплагеря или турслета. Это в идеале. Но все было, конечно же, совсем не так…
Типичный день фрирайд-школы Свернуть )

Пн, 9 апр, 2018, 08:01
Горная Адыгея. Восхождение на Фишт



На Фишт я хотел зайти. В прошлом году погода не дала нам с отцом зайти на Казбек, в позапрошлом году, в Приэльбрусье, после штурма гребня Двух Дятлов, планы тоже пришлось изменять на ходу. Июньские горы не очень стабильны по погоде, что тут говорить. Поэтому на Фишт я хотел зайти чуть больше, чем просто погулять в свое удовольствие по горам в хорошую погоду.

– Жена! У меня приятная новость и отличное предложение! У нас нет запасного дня. Поэтому давай встанем в 3 утра, соберем лагерь, спустимся с Пшеха-Су, поставим лагерь и сбегаем на Фишт! В этом случае нам придется долго и много ходить вверх-вниз и придем в лагерь мы, скорее всего, уже поздно вечером, но это означает, что наши ноги станут еще сильнее, а организм еще крепче!

Жена покосилась на меня с подозрением…
Горная Адыгея. Восхождение на ФиштСвернуть )

Вт, 27 мар, 2018, 13:39
Фрирайд с головой. Школа SnowSense


В жизни каждого любителя быстрых спусков с вершин на горных лыжах или сноуборде, рано или поздно появляется момент, когда начинает чего-то не хватать и появляется небольшой, но надоедливый зуд, требующий дополнительных подвигов и преодолений. Просто мочить по трассам становится скучно.
Фрирайд с головой. Школа SnowSenseСвернуть )

Ср, 14 мар, 2018, 17:16
Горная Адыгея. Пшеха-Су. Ночевка выше облаков


Жеребенок стоял на дороге, повернувшись ко мне задом, помахивал длинным хвостом и весело косил коричневым глазом. Мама-лошадь, стоявшая рядом на обочине, внимательно посмотрела на меня сквозь лобовое стекло, фыркнула, смешно выпятив губы и отвернулась.

Машина была в плотном облаке с видимостью в несколько метров, в нескольких километрах от КПП «Лагонаки». Между моим бампером и жеребенковым задом было не больше полуметра. Тормозные колодки еще дымились, руки вцепились в руль чуть крепче обычного, а концентрация адреналина внутри организма стремительно росла. Немного запоздало, правда.

Еще полчаса назад, до въезда в это глухое облако и несостоявшейся встречи с задницей жеребенка, я медленно ехал по дороге и подсвечивал фарами дорогу двум улепетывающим от меня зайцам. Зайцы попались глуповатые, но сильные и очень упорные и отчаянно пытались убежать от меня, не сворачивая с дороги. А буквально в двухстах метрах от около турбазы, на которой мы планировали заночевать, дорогу перебежал молодой мишка и сверкая пятками полез куда-то на холм рядом с дорогой.

Так начинался наш небольшой поход в район Фишта в июне 2017…
Горная Адыгея. Пшеха-Су. Ночевка выше облаков Свернуть )

Ср, 21 фев, 2018, 13:58
Грузия на автомобиле. Тбилиси


Ехать в Тбилиси было страшно.

В 2016 году, когда мы первый раз были в Грузии, то в Тбилиси не попали, сломав машину на подъездах, в Мцхете. Вернее, попал и даже ремонтировался где-то на окраинах практически целый день, но это как-то не считается. Из-за той внеплановой задержки маршрут пришлось перекраивать и Тбилиси был безжалостно вычеркнут.

Но где-то глубоко внутри, несмотря на страх, все равно зрело желание все-таки побывать в этом городе, который многие так хвалят. Погулять по старому городу, подняться на канатке к крепости Нарикала и прокатиться на фуникулере. И сходить, наконец, в серные бани!

Поэтому в прошлом году, проезжая транзитом Грузию по пути в Армению, мы никак не могли пропустить Тбилиси. И остановились там на целых две ночи.

Было страшно. Потому что больше всего я боялся разочароваться, попав в ситуацию, когда ожидания превосходят реальность…
Грузия на автомобиле. ТбилисиСвернуть )

Вт, 13 фев, 2018, 17:57
Что посмотреть по дороге в Мурманск



Автомобиль мчал на север по Мурманской трассе. Многочасовое мчание, бессмысленное и беспощадное, откровенно надоело уже всем участникам этой стремительной экспедиции, но слова «график», «маршрут» и «план» висели тяжелым грузом буквально над каждым. Организмы утомлялись, внимание притуплялось, а окрестные пейзажи сливались за окном в одну бесконечную серо-зеленую ленту.

Знакомая ситуация ведь, да? Иногда без такого мчания никак не обойтись, приходится терпеть. Но иногда, когда есть время и откровенно не хочется проходить в сутки по полторы тысячи километров, можно остановиться и оглянуться вокруг. И найти немало интересного.

Вот про пару мест в шаговой доступности от Мурманской трассы и хотелось бы немного рассказать.
Что посмотреть по дороге в МурманскСвернуть )

Пн, 5 фев, 2018, 11:00
Про профессионалов и дороги



Прекрасные погоды стояли вчера, просто прекрасные. К нам наконец-то пришла настоящая зима со снегопадом, морозом и прочими сопутствующими радостями. Прочие сопутствующие радости для автомобилистов – это обмерзающие дворники, лед и снежная каша под колесами на дорогах. И фуры.

За рулем этих многотонных машин сидят не домохозяйки, закупившие багажник продуктов на неделю в ближайшем супермаркете. И не офисные клерки, задорно простаивающие ежедневно по несколько часов в пробках по дороге в офис и обратно. За рулем этих тяжелых автомобилей сидят профессионалы.

И вот слышит такой профессионал по рации, что впереди его собратья не могут забраться в ледяную горку. И вот видит такой профессионал впереди своего коллегу, уныло шлифующего колесами в правой полосе и понимает, что не наврали ему по рации. И принимает единственно правильное в такой ситуации решение.

Сверкнув суровым взглядом из лица, откуда-то повыше усов, но пониже кепки, поворачивает он в меру испачканными отработанным маслом мускулистыми руками большой руль влево. И с чувством хорошо проделанной работы принимается шлифовать колесами ледяную горку уже в левой полосе, полностью перегородив вместе с коллегой из правой полосы федеральную трассу. Профессионал же.

Во вчерашней пробке на Горьковском шоссе было всё. Было многочасовое стояние за железным отбойником без шансов на разворот. Были детские истерики. Были тягачи МЧС. Не удивлюсь, что во вчерашней пробке кто-то умер и кто-то родился. И были профессионалы, куда же без них.

Вт, 23 янв, 2018, 11:39
Байкерская новогодняя елка



Байкер я или нет? Пусть у меня нет кожаной косухи и татуировок с черепушками на руках, но всякие железные монстры в стиле безумного Макса вполне себе привлекают. Как и лязг металла, огненные вихри и рев моторов в сопровождении тяжелого рока.

На новогодней елке, которая проводится в байк-центре Sexton, помимо всего вышеперечисленного, есть еще и нечисть всех видов, и победа наших над врагами. И Дед Мороз, разумеется.
Байкерская новогодняя елкаСвернуть )

Ср, 17 янв, 2018, 17:13
2017



Прошедший год перед новогодними каникулами я люблю прокручивать в голове, но вот времени написать итоговый пост не хватает катастрофически. Оливье накрошить, мандаринов начистить, шампанское откупорить. Когда тут все успеть?

Тем не менее, основные события две тысячи семнадцатого года хотелось бы вспомнить, несмотря на то, что все праздники давно уже закончились.
2017Свернуть )

Пн, 15 янв, 2018, 11:10
Если тебе кажется, что вокруг одни мудаки, то езжай на север… будешь удивлен



Я с некоторой обреченностью посмотрел на суточный одометр, который привычно обнулил на прошлой заправке. По всем самым оптимистичным прогнозам, бензин должен был закончиться еще километров 30 назад. Машина ехала совершенно непонятным образом на каких-то остаточных топливных флюидах.

Нет, ну все понятно, север, тут холодно и сурово, и нужно исключительно выживать, даже в простейших случаях. Но все же это федеральная трасса! А когда я проезжал предыдущую заправку, то топлива, если судить по указателю, хватало примерно на 120 километров. Плюс 30 километров на флюидах. 150 километров и ни единой заправки!

Через несколько минут двигатель стал давиться воздухом, чихать и конвульсивно дергаться. Всё, приехали. Все мои три электронных устройства, имеющих SIM-карты, были благоразумно заряжены по максимуму, и единодушно показывали полное отсутствие сотовой сети. Вокруг было темно, а с неба крупными хлопьями падал снег. И никого вокруг.

Ну про никого вокруг это я, конечно, немного загнул, но минут пять простоял на обочине в ожидании попутной машины. О, едет, кажись. Какая-то большая, дорогая и мощная машина чуть снизила скорость и влепила сразу все свои светодиодные лампочки мне в лицо. Новенький двухсотый крузак, с прицепом сзади. Этот остановится, как же. Остановится, подвезет до заправки и привезет обратно. Еще и поможет заправиться, ага…

Потенциальный спаситель ожидаемо проехал мимо, а я вытянул руку, стараясь остановить следующий вариант. Белая беха с московскими номерами, едущая следом за крузаком, притормозила на обочине и сдала назад, чтобы уточнить в чем проблема. А на ближайшем пригорке давешний крузак разворачивался в несколько приемов, вместе с прицепом. Видимо чем-то я не понравился находящимся в его салоне людям. Дальше началось странное.

В сухом остатке имеем следующее. На трассе «Кола» нужно быть более внимательным к остатку топлива в баке, между заправками могут быть достаточно большие перегоны без населенки и без заправок, соответственно. В моем случае, между заправкой на повороте на Кемь и следующей заправкой рядом с Лоухами оказалось порядка 155 километров.

Мужик в крузаке, ехавший куда-то со своими сыновьями, довез меня с женой до заправки, подождал, пока я куплю и наполню канистру, отвез меня обратно и ждал пока я не заправлю машину и не заведусь, подсвечивая фарами вокруг.

Молодая пара, парень с девушкой на бехе, специально остановились на заправке и подошли к водителю крузака, чтобы убедиться, что он точно отвезет нас обратно. И были готовы его заменить, на тот случай, если у него по каким-то причинам не получалось добросить нас обратно.

В общем, если тебе кажется, что вокруг одни мудаки, то езжай на север… будешь удивлен. А вы говорите, трос гниловат.

Ср, 20 дек, 2017, 12:47
Почему все хвалят Казань? Там же не на что смотреть



В Казань я ехал в приподнятом настроении. Ну как же, восторженные отзывы, чак-чак, настоящая восточная сказка, слияние культур, прошедшее тысячелетие города и Универсиада. Вот это вот все. После посещения столицы Татарстана, все начинают нежно любить этот город. И никак иначе.

Несмотря на то, что основной целью моего посещения столицы Татарстана было первенство России по самбо, я сделал достаточно много, чтобы Казань мне понравилась. Я приехал на машине, чтобы быть максимально мобильным. Приехал очень рано утром, чтобы застать улицы пустыми, а город свежим. За окном было самое начало лета, когда зеленая трава уже скрыла все недостатки, но еще не успела покрыться пылью. И у меня был в запасе целый свободный день после окончания соревнований.

Как минимум, я должен был ничего не успеть посмотреть и захотеть вернуться сюда еще раз, чтобы распробовать город немного лучше…
Почему все так хвалят Казань?Свернуть )

Пн, 11 дек, 2017, 01:59
Грузия на автомобиле. Вашловани и грязевые вулканы Тахти-Тефа



При желании, в Грузии можно найти все что захочешь, стоит только постараться. Есть высокие, холодные и невероятно красивые горы Главного Кавказского хребта, над которыми возвышается громадина Казбека в окружении ледников. Есть ласковое Черное море и раскинувшийся на его берегу наполненный жизнью до краев курортный Батуми. Есть живописные дороги, ведущие через перевалы к горным монастырям с потрясающей энергетикой. Но сегодня не о высоких горах и не о теплом море.

Сегодня о затерянном на юго-востоке Кахетии национальном парке Вашловани. Это место, где путешественник оказывается среди сюрреалистических африканских пейзажей, прерий и саванн. Это место, где тот, кто создает пейзажи, был в странном настроении. Это место, которое абсолютно не похоже на остальную Грузию.

А самое главное, что это место почему-то не очень популярно у туристов и есть большая вероятность, что вы будете тут практически в одиночестве. Вот как в детстве, после того, как прочитана очередная глава Майн Рида, представляешь себя путешествующим на лошади посреди бескрайних прерий. Вот точно так же, только вместо лошади автомобиль.
Грузия на автомобиле. Вашловани и грязевые вулканы Тахти-ТефаСвернуть )

skipped back 20