dvanet (dvanet) wrote,
dvanet
dvanet

Categories:

Кавказ. Маршрут для бодрого кроссовера, хозяева которого любят ходить пешком



В конце этого года я загадаю традиционное новогоднее желание, и в этот раз оно будет необычно коротким. «Дед, хорош уже, хватит! Остановись! Давай чуть-чуть передохнем…»

Начиная с марта рушились все планы на поездки. Никакие вирусы не смогли бы меня удержать от весенней поездки в Хибины и даже закрытие подъемников хоть и очень огорчало, но сдув пыль с камусов можно было решить и эту проблему. Буквально за неделю до старта Фосагро решил вопрос кардинально, полностью закрыв Кировск вместе с Апатитами.

Кировск, кстати, до сих пор ограничен на въезд и эта тенденция очень настораживает. Позиция Фосагро предельно ясна, рудники должны работать в любых условиях и для этого они готовы пойти на многое. Надеюсь, что зимний сезон 21 года в Хибинах все же состоится без особых ограничений.

Май и июнь прошли в настороженном ожидании и мониторинге обстановки. Да что там говорить, я даже на мотоцикл так и не сел в этом сезоне! Нужно было хоть как-то спасать оставшуюся часть лета…


Прежде чем перейти к маршруту и техническим деталям, небольшое отступление. В последнее время все чаще встречаю мнение в интернете, что категорически нельзя рассказывать в общем доступе про интересные места, не говоря уже про их точные координаты. Мало того, получал откровенный негатив от местных жителей, считающих, что, прочитав мой пост про условный скитур в Лужбе, в эти благословенные места вот прямо сразу отправятся миллиарды московских офисных хомячков. И все засрут!



Проблема с хаотичным и диковатым развитием внутреннего туризма и особенно с мусором, конечно существует. Но решить ее, скрывая интересные маршруты и места, ну никак не получится. Кроме того, уважаемые блогеры, все эти «тайные» места для избранных на самом деле давно уже являются избитыми баянами для местных жителей и прочих рыбаков с охотниками.

Вы правда считаете, что скрывая дорогу на Бермамыт или координаты Генеральских пляжей в Крыму, можно снизить количество посетителей этих мест?

Всегда в туризме делились отчетами о маршрутах! Когда мы ходили в водный поход в Саянах в начале двухтысячных, то я шел в местный турклуб, просил бумажные отчеты и делал с них ксерокопии. Сейчас, когда есть интернет, все стало гораздо проще, но суть осталась неизменной – знаниями о неизвестных мне местах делятся люди. А вот это утаивание «особых мест для избранных» немного отдает снобизмом. Я так считаю :)



Ну а теперь вернусь к маршруту. Сначала я вообще хотел ехать в Дагестан. Этот интереснейший регион находится в моих планах уже достаточно давно, но по разным причинам все никак не получается до него доехать. Так случилось и в этот раз. Вроде и маршрут складывался, и время было, но… Чечня буквально за неделю до выезда в очередной раз закрыла границу в связи с коронавирусом и этот факт, как и не самая благополучная ситуация с короной в самом Дагестане, стал последней каплей, после которой Дагестан был отложен на будущее.

В это же время практически полностью, включая гостиницы, открылись для туризма соседние кавказские республики, Карачаево-Черкесия и Кабардино-Балкария. А я давно хотел две вещи – показать семье пешие маршруты Приэльбрусья и проехать на машине по самым известным местам, где я до этого все никак не удосуживался побывать. Так и нарисовался этот маршрут с дневками, несложными пешими радиалками и грунтовыми перевалами между долинами.

Маршрут.

День 1. Москва – Должанская. Пробег – 1300 км.
Доездинг. Выехал в районе 5 утра, около 8 вечера был Должанке. Из изменений – открылся платный участок в объезд Павловска и Лосево. Если бы я писал на Яндекс.Дзен, то по этому поводу был бы отдельный пост, называющийся «Объезд Лосево. Испытано на себе! Почему не стоит там ездить?» с фотографиями туалетов на пунктах отдыха, ямок на асфальте и какими-нибудь провоцирующими выводами :)

День 2-3-4. Должанская – Архыз. Пробег – 600 км.
Доезжаем до Архыза, где запланированы целых три ночевки. Очень удачно встаем палаточным лагерем на Ледниковой ферме, приехав в понедельник. Ходили к водопадам через Софийское седло и к Софийским озерам, купались, жгли костер вечерами, нажарили грибов и прекрасно провели время.



День 5. Архыз – Царские ворота. Пробег – 150 км.
Неспешный сбор лагеря в Архызе и переезд к Царским воротам вдоль рек Кубань и Худес. Заезжаем посмотреть на Аланский храмовый комплекс (сомнительная достопримечательность) и Шоанинский храм (понравился). В планах был заезд\заход к озеру Хурла-Кель, но все немного пошло не так. Ситуация требует отдельного рассказа

День 6. Царские ворота – Бермамыт – Ессентуки. Пробег – 150 км.
Целый день грунтовок от Царских ворот через Бечасын на перевал Гумбаши, затем через Учкукен на Бермамыт. По планам ночевка была на Бермамыте, но… Нет. Извините, но нет :) Сбежали в квартиру, найденную через букинг в Ессентуках.



День 7. Ессентуки – Джилы-Су – Ессентуки. Пробег – 200 км.
По ряду причин решили остаться ночевать в Ессентуках еще на одну ночь. Добежали до поляны Эммануэля, покормили сусликов и первый раз увидели Эльбрус в этой поездке

День 8-9-10. Есентуки – Джилы-Су – Терскол. Пробег – 200 км.
Да. Именно так. Я три раза проехал по «самой красивой дороге Кавказа» от Кисловодска до Джилы-Су за три дня :) И вовсе не по причине особой красоты, просто я очень хотел проехать грунтовкой из Джилы-Су в Терскол, через перевал Шаукам. В Терсколе останавливаемся на целых три ночевки и гуляем пешком по окрестностям



День 11. Терскол – Эльтюбю – Верховья ущелья Чегем. Пробег – 130 км.
Через простой, но очень видовой перевал Актопрак переезжаем в Чегемское ущелье. Тоже очень живописное, особенно в верховьях. Ночевка в палатке, в районе турбазы «Чегем», оказавшейся в полуразвалившемся состоянии

День 12. Верховья ущелья Чегем – альплагерь Безенги. Пробег 200 км.
Прекрасная половинка дня прошла на берегах реки Чегем, около водопада Абай-Су. От Эльтюбю до села Безенги можно проехать коротким путем, через перевал Думала. Посоветовавшись буквально на ходу с ygricus и дополнительно переговорив с местным водителем, решил в этот раз туда не соваться и объехал по асфальту, через Нальчик



День 13. Альплагерь Безенги – Кропоткин. Пробег – 450 км.
В альплагере мы попали в какую-то адскую движуху. Такой концентрации спортивных людей, объединенных схожими целями, я давно не видел. На смену, если поеду, то только сюда. Погуляв полдня в окрестностях альплагеря, двигаемся в сторону дома

День 14. Кропоткин – Москва. Пробег – 1300 км.
К вечеру были уже дома

Все, что задумывалось – получилось. Разумный микс автомобильных видовых грунтовок и пешего трекинга однозначно удался. Небольшие водительские подвиги и преодоления для нашего кроссовера тоже были. Причем в самый раз, без последствий для техники, но с разумным щекотанием нервов и защиты днища. Возможно, что не хватило одного полноценного дня отдыха, когда вот совсем никуда не нужно двигаться. А то на наших «дневках» шагомер меньше 45 тысяч шагов и не показывал.

Из явных косяков автомобильного маршрута:
1. Почему-то был полностью проигнорирован Домбай с окрестностями. Даже по треку бросается в глаза это белое пятно. Это неправильно, там очень красивые места.
2. Из-за переноса ночевки с Бермамыта в Ессентуки я отказался от логичного спуска с плато в сторону Хасаута и выезда на асфальт к Джилы-Су.
3. Три раза ездить из Кисловодска в Джилы-Су я откровенно утомился. Нужно планировать ночевку где-то в окрестностях поляны Эммануэля.
4. Выкинули из маршрута плато Канжол. Просто уже были пересыщены впечатлениями к концу поездки.



Дороги.

Горную часть маршрута рекомендую для всех полноприводных стоковых кроссоверов, как проверку на «вседорожность». Аккурат хватит, чтобы порадоваться, что деньги на полный привод потрачены не зря и в то же время не разложить сильно автомобиль.

Из интересных участков:
- поляна Таулу – Ледниковая ферма в Архызе
- от Царских ворот до перевала Гумбаши через Бечасын
- участок Джилы-Су – Тырныауз
- из Баксанского в Чегемское ущелье через перевал Актопрак
- верховья Чегемского ущелья



Жилье

Пять ночей провели в палатке, три в деревянном домике, в Терсколе, две в квартире, в Есентуках, одну ночь в альплагере Безенги и еще было две транзитные ночевки в Кропоткине и Должанской.

Гостиница в Кропоткине – отличный и относительно бюджетный вариант для транзитной ночевки. Вот все понравилось, рекомендую.

В альплагере получился этакий пионерлагерский лакшери. В комнате было три кровати, три тумбочки, два стула, один стол и одно окно. Все удобства были на улице, включая умывальники. Ну все же ходили в пионерском лагере вечером мыть ноги и чистить зубы к ряду из десятка уличных мойдодыров? Вот именно такие.

И все это в совокупности было классно, вот чесслово. Это место заслуживает отдельного рассказа. Палаточные же ночевки были прекрасны абсолютно все, без исключения.



Мобильная связь

Тут все было как-то не очень. Мой Ростелеком опять ушел в безнадежный роуминг. Поэтому адекватный интернет был только в относительно крупных населенных пунктах, но это и к лучшему. С телефонной связью было чуть лучше, но тоже не идеал.

Общий бюджет.
Считаем денежки! Семья из 3 человек едет на машине на Кавказ из Москвы. 13 ночей, из которых 2 ночи будет в дороге, а 11 непосредственно на Кавказе. Пять раз ночевали в палатке и восемь в гостиницах.

Дорога вышла на круг около 4800 километров. Грубо берем расход 10 литров на 100 км 95 бензина стоимостью в 50 рублей за литр и получаем на дорогу 24000 рублей. На платные дороги отведем еще 2000 рублей.

Подъем на канатке в Азау – 2400 рублей. Абсолютно бессмысленное мероприятие, до сих пор жалко потраченных денег. Лучше бесплатно добежать до ледовой базы, а два с половиной рубля честно пропить в кабаке.

По ценам на жилье. Транзитные ночевки в Должанской и Кропоткине 1000 и 2000 рублей, соответственно. Две ночи в квартире в Ессентуках обошлись в 3000 рублей. Три ночи в Терсколе вышли в 6700. Ночевка в альплагере Безенги – 1900 рублей.

Итого на жилье вышло 14600.

В кафе и столовые заезжали только несколько раз, в больших городах. Плюс хычины и шашлык в Терсколе, это без вариантов. С учетом продуктов, которые везли с собой, вышло максимум 15000, еще и привезли с собой обратно кучу еды.

На сувениры и другие неучтенные траты накинем сверху еще 6000.

Итого, по очень грубым прикидкам выходит 65-70 тысяч рублей на троих, на 14 дней «точка-точка», без особой экономии.



Трек поездки можно скачать тут.
Продолжение следует…

Еще про Кавказ 2020:
Кавказ. В любой непонятной ситуации езжай в горы. Не прогадаешь! (2020)


Tags: Кабардино-Балкария, Кавказ, Карачаево-Черкесия, Приэльбрусье, автопутешествие, техническая информация
Subscribe

Posts from This Journal “Кавказ” Tag

Buy for 50 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 24 comments

Posts from This Journal “Кавказ” Tag