Чт, 15 ноя, 2018, 17:00
Азербайджан. Гах и окрестности

Как ни крути, но автомобильный турист из всего многообразия самостоятельных путешественников менее всего погружается в окружающую действительность. Сидит в своем стеклянном аквариуме, дышит кондиционированным воздухом и скучая смотрит на мелькающую за окном, совершенно неведомую ему жизнь другой страны или региона. И, что обидно, так это то, что эта жизнь за стеклом так и остается неведомой в подавляющем большинстве случаев, потому что «график» и суточные пробеги в 1000 километров.

Лучшим формат для познания мира – это все же ноги и рюкзак за спиной. Автостоп, это тоже ноги и рюкзак, если что. Если же брать в расчет транспортные средства, то тут первенство будет, скорее всего, за велотуризмом.

Но чего не отнимешь у автотуризма, так это мобильности, автономности и потенциальной возможности забраться туда, куда даже местные жители не забредают толком. Ну и некоторые автотуристы еще не готовы к пешему перемещению в силу общей мелкости организма, например. Поэтому приходится терпеть минусы перемещения на четырех колесах и искать варианты сделать так, чтобы вся поездка не превратилась в мелькающий калейдоскоп разных (на самом деле нет) достопримечательностей.

2. В последнее время, я стараюсь помимо стандартного посещения водопадов, площадей, крепостей и башен, придумывать себе какие-то абсолютно бытовые задачи, иногда совсем простые, и решать их на новом месте. И вы знаете, иногда эти мимолетные моменты запоминаются больше всего.

Во Владикавказе, например, я решил совершить банальность и найти настоящие осетинские пироги. Выяснил про заведение «Три пирога», приезжаю, а это не ресторан и даже не кафе, а просто кулинария, где пекут пироги на вынос. И очередь из местных. И заказывать нужно за час. И прямо сейчас можно забрать только пироги с сыром и с травой.

– С чем, с чем? С какой еще травой?
– С листьями свеклы. – Видимо все мои ожидания от «настоящего» пирога с какой-то ботвой настолько ярко нарисовались у меня на лице, что стоявший рядом мужик решил вмешаться.
– Бери, не пожалеешь. Это правильный пирог.

А потом была остановка около старого моста уже рядом с грузинской границей и уничтожение этого странного пирога с листьями свеклы и сравнения его с традиционным, тем что с сыром. Подтверждаю. Пирог с ботвой – очень правильный пирог.

3. Когда поднялись к церкви в Гергети, то вспомнилось то множество встреч и разговоров, которое сопровождало нашу с отцом попытку зайти на Казбек в 2016 году. Хотя, казалось бы, что может быть молчаливее, чем вылазка в горы:

4. Пограничники в ущелье Кистинки, которые угощали нас кофе. Иностранный студент Нильс в гестхаусе Гиви, которому мы взахлеб рассказывали про количество снега в том самом ущелье, тыкая пальцами в экран фотоаппарата и попутно пополняя скудный запас английских слов, спрашивая друг друга: «как это будет по-ихнему?»

Сам Гиви, который разговаривал с нами весь ужин, в лучших традициях грузинского гостеприимства.

Словачка Ева с американцем Майклом, которых мы учили бегать вниз с горы. Грузинские альпинисты, которых мы учили играть в дурака. Ну или они нас учили, не суть важно. Иранец, который наотрез отказался добавлять в чай сушеную клюкву, несмотря на наши уговоры. По-моему, судя по косым взглядам, он все же принял этот красный молотый порошок за наркотик.

Это я все к чему, автомобиль по-умолчанию ограничивает подобное мимолетное общение. А именно в нем вся суть. Поэтому при путешествии на машине нужно искать его, это общение, сознательно и активно:

5. Вот бабушка в Сигнахи, например. С ней сознательно, активно и мимолетно пообщаться никак не получалось, потому что она ничего не понимала по-русски. Но я хотя бы пытался! И шерстяные носки купил дочке, обожает она их.

6. На границе с Азербайджаном, стоя в очереди к воротам, я подошел поговорить за жизнь к двум пожилым уже грузинам из старого мерседеса впереди. И в обычном бытовом разговоре услышал в голосе нескрываемую и искреннюю зависть к соседям за резными воротами. Зависть к тому, что в Азербайджане, в отличие от Грузии, все еще сохранилась коррупция. Такая вот забавная модель мира.

В этом классном домике неподалеку от Гаха мы прожили две ночи. Хозяин, егерь местного заповедника, долго и подробно нам рассказывал про местные особенности и помог разобраться с мобильной связью. В Азербайджане до 2011 года работала оплата связи в условных единицах, которые назывались «контуры». Вроде и прошло с тех пор уже много лет, но слово в ходу и тут этими «контурами» называют сейчас скретч-карты, которыми можно пополнить счет. И вот эти самые контуры оказались как-то выше моего понимания на тот момент :)

7. С ресторанами за пределами столицы Азербайджана все забавно. Есть столики в кафешках на улицах, за ними сидят одни мужчины, пьют чай из армуд, играют в нарды и занимаются другими важными мужскими делами. Женщин в ресторанах и кафе практически нет (за пределами столицы, в Баку все совсем по-другому).

Когда мы приходили вечером поужинать, то нас в подавляющем большинстве случаев провожали в «кабинет», такую закрытую комнату. Поначалу это удивляло достаточно сильно.

На картинке «сюрхюллю», местное блюдо, родом из северного Азербайджана. Подается с мелконарезанным чесноком и сливовой пастой – турши. На вкус то же самое, что и на вид – куча пельменей, из которых какой-то гад выковырял все мясо. Не впечатлило.

Из местного еще рекомендовали попробовать «гирс» – это такая разновидность пельменей, как я понял из объяснений. Но как-то не дошли руки. Увлекся банальным шашлыком, простите.

Одна из местных особенностей общепита, это маленькое внимание, уделяемое качеству посуды и столовых приборов. Могут заказ принести тарелках, которые мы на дачах-то использовать уже стыдимся. Но, к счастью, это абсолютно никак не связано со вкусом пищи.

8. Сам Гах оставил очень приятное впечатление. Небольшой исторический центр есть, опять же:

9. На следующее утро я доезжаю до окраины Гаха, бросаю машину и пешком отправляюсь на рынок за продуктами. В начале июня это изобилие фруктов доставляет просто невообразимое удовольствие. А от цен вообще балдеешь.

Место совсем не туристическое, поэтому моя скромная персона привлекала отнюдь не скромное внимание:

10. Походный завтрак. Овсянку с малиной заценили все, а вот домашний сыр почему-то понравился только мне. Искренне не понимаю, как может не нравится свежий домашний сыр из молока молодых буйволиц:

11. Пора к достопримечательностям, куда же без них. Это мост «Улу Кёрпю», единственная нить, связывающая селение Илису, ранее бывшее центром Илисуйского султаната. На минуточку.

12. Ну вот как-то так. Кто-то позирует на камне, на фоне красивостей. Кто-то генерирует контент для социальных сетей. Кто-то втихаря поливает генератора контента из пульверизатора. Я фиксирую это все для истории. Немного в стороне, потому что знаю, что когда генератор контента наконец-то почувствует содержимое пульверизатора, то начнется небольшой армагеддон.

Сверху на все это безобразие наверняка смотрит местный пастух и думает что-нибудь про понаехавших и про то, что горы уже не те.

13. Отреставрированная башня Суму-Гала. Внутри небольшой и не очень интересный музей. Одно из самых значимых событий в истории этой башни это то, что в ней снимал фильм «Не бойся, я с тобой» Юлий Гусман. Тот Гусман, что раб КВН.

14. Илису – горное селение и бывшая столица Илисуйского султаната, который находился на территории Гахского района современного Азербайджана и Дагестана.

Один из мужиков, сидящих в центре села, увидел российские номера машины, и подошел поздороваться и поговорить. Когда я его спросил, не помешает ли моя машина и можно ли ее оставить на обочине, пока мы поднимаемся к остаткам крепости шейха Шамиля, то он аж подпрыгнул от негодования.

15. С крепостью мы немного оплошали и дали какого-то невероятного кругаля вокруг горы. Вот, радуемся, что не сдались и все же ее нашли:

16. Водопад Рам-рама, считающийся самым высоким в Азербайджане. «Внимание! Очень крутой подъём и острые камни! На машине самостоятельно добраться до водопада можно только на подготовленном внедорожнике. Хоть от посёлка до водопада дорога совсем не длинная, но на легковушке или на шоссейной резине там делать нечего!» Вот примерно так описывают дорогу к нему на геокешинге.

Местные организовали небольшой бизнес и возят людей к водопаду на Нивах и Уазиках. Но мы же специально приезжаем за многие тысячи километров, чтобы оторвать что-нибудь от машины, а потом весело решать образовавшиеся проблемы. Чем мы не подготовленный внедорожник? Поэтому – никаких посредников!

Недалеко от водопада есть сероводородный источник, который незатейливо называется «хамам», но местные возят туда людей исключительно на Уазиках, на Нивах не хотят категорически. Вот тут, кстати, я и взял за меру проходимости своего Каптюра стандартную Ниву. Но на источники в этот раз съездить мы не успели.

17. Пробираться по узким и извилистым каменным улочкам Илису доставляло огромное удовольствие. Когда уже вернулся, то прочитал, что самому молодому дому тут уже перевалило за 100 лет. Неудивительно.

18. И старики вот сидят около ворот, как в давние времена.

А в обед наш дом тряхнуло землетрясением. Был всего лишь один слабый, как я сейчас понимаю, толчок, когда в доме зазвякала посуда и задребезжали оконные стекла. Но блин, как же после этого толчка было не по себе. Какие-то инстинкты, считающую землю априори незыблемой, наводят лютый шухер внутри организма.

19. Но трясется земля или нет, а сидеть дома не вариант ни разу. Поэтому едем искать мшистый водопад Мамырлы. На картинке немного жуликоватый джентльмен из кружка уважаемых людей, что на заглавном фото. Проводил нас к водопаду за символическую плату

20. Водопад и в самом деле впечатляет:

Однозначным открытием этой поездки стала игра в нарды вместе с вечерним чаепитием, немного напоминающим ритуал. Заварной чайник, стаканы-армуды и большие, старые нарды с отполированными тысячами прикосновений костяшками. Не сами нарды, поймите правильно, а неторопливое постукивание кубиков и обсуждение прошедшего дня.

И вот уже полгода прошло с той поездки, а чайные пакетики до сих пор практически не используется на нашей кухне. И нарды не пылятся в углу, хотя стоит доставать их, конечно, почаще.

Продолжение будет.

Чт, 15 ноя, 2018 15:08 (UTC)
lipilin2010

Красота!

Чт, 15 ноя, 2018 20:43 (UTC)

Да. Слушай а на 3 фотке, вы на своей машине там проехали. Там же дорога в одном месте просто ужасная!

Пт, 16 ноя, 2018 08:11 (UTC)
dvanet

Ужасность этой дороги очень сильно преувеличена, как мне кажется. Туда, кстати, тянут асфальт и скоро все эти полчища делик останутся без работы

Пт, 16 ноя, 2018 09:11 (UTC)
lipilin2010

Я просто был весной, был один участок, полностью в грязи и я не проехал бы на своей.

Чт, 15 ноя, 2018 16:11 (UTC)
galyunchik72

О да! Эти "кабинеты" в кафешках тоже очень удивили.

А в азербайджанских поездах нет подстаканников.

Чт, 15 ноя, 2018 18:15 (UTC)
dvanet

А какая посуда у них в поездах? Так-то армуды тоже без ручки

Пт, 16 ноя, 2018 04:09 (UTC)
galyunchik72

Стеклянные чашки с пластиковой ручкой. Достаточно большие, почти кружки.

Чт, 15 ноя, 2018 16:49 (UTC)
dariashmidt

Очень атмосферно. Позабавило "куча пельменей, из которых какой-то гад выковырял все мясо". Я вообще пельмени не люблю, даже с мясом, и от всяких производных типа бузы, манты, хинкали тоже отказываюсь в поездках.
А почему мужчина негодовал на вопрос, можно ли оставить машину?

Чт, 15 ноя, 2018 18:14 (UTC)
dvanet

Сказал, что никогда и никто не тронет чужого у них в селении

Чт, 15 ноя, 2018 17:21 (UTC)
stepandurnev

Как всегда слюни от твоих рассказов и фотографий (еды)
Вот в нарды играть не умею.. и не хочу что-то. Слишком после шахмат.

Чт, 15 ноя, 2018 18:11 (UTC)

Спасибо )
А я в шахматы не люблю играть. Начинаю просчитывать варианты ходов противника на 10 шагов вперёд и у меня вскипают мозги :)

Чт, 15 ноя, 2018 17:30 (UTC)
stepandurnev

PS и жена красавица!

Чт, 15 ноя, 2018 18:13 (UTC)

Благодарю )

Чт, 15 ноя, 2018 18:00 (UTC)
muph

смеялся про раба КВН)

Чт, 15 ноя, 2018 18:10 (UTC)
dvanet

Когда-нибудь его сменит Галустян :)

Чт, 15 ноя, 2018 19:11 (UTC)
heilnull

Красивый, лиричный рассказ.

Чт, 15 ноя, 2018 21:25 (UTC)
gazel2

Странно, что бабушка не понимает по-русски. Они ж все учили русский.
Башня классная! И фильм я помню и очень люблю до сих пор ).

Пт, 16 ноя, 2018 08:07 (UTC)
dvanet

Я в августе был в республике Коми. В деревне подошел к бабушке и задал очень простой бытовой вопрос: "Где можно набрать воды?" И ты не поверишь... :) Она говорит только на коми и вообще меня не поняла.

А ты говоришь, Грузия... )

Пт, 16 ноя, 2018 19:25 (UTC)
gazel2

Может ей просто воды было жалко? ;)

Пт, 16 ноя, 2018 06:06 (UTC)
xotab_81

ВАУ! Очень красиво!

Пт, 16 ноя, 2018 08:14 (UTC)

Надо ехать! )

Пт, 16 ноя, 2018 17:32 (UTC)
sandra_dey

Читаю и прямо хочется-хочется туда )

Вт, 20 ноя, 2018 14:21 (UTC)
roman_smirnov

А иногда хочется, наоборот, отправиться в такое путешествие, где не будет никаких людей и гостеприимства. Как-то это помогает сосредоточиться на главном внутри.

Меня в последнее время все чаще и чаще посещают мысли о походах и без доездинга на машине. Интересно, во что перерастет это все