dvanet (dvanet) wrote,
dvanet
dvanet

Category:

Архангельская область. Вдоль трех северных рек. Техническая информация по состоянию на август 2018



Чтобы поездка была интересна всем участникам, нужно замешать в один микс небольшие суточные пробеги, дневки и общий пробег под 5000 километров. Ночевки в гостиницах, деревенских домах с печным отоплением и в палатке. Асфальт, грейдер и грунтовки. Набрать грибов и ягод и сходить в местный музей. Посмотреть деревянные церкви и северные деревни. Застрять, но не сильно. Утопить машину, но неглубоко. Поймать рыбину и пожарить мясо на гриле.

Такие были планы. Сейчас расскажу, что и как, в подробностях.


Маршрут.

Начать с Кенозерского национального парка, где провести минимум две ночи, затем проехать вдоль трех основных рек Архангельской области, Онеги, Пинеги и Мезени, закрыв круг телепортом в республику Коми. Покидать камешки в Белое море, посмотреть региональные столицы Архангельск и Сыктывкар, а на обратном пути остановиться в Великом Устюге, чтобы показать ребенку вотчину Деда Мороза.

В общем-то, такая была основная идея этой поездки. По маршруту получилось следующее:

11.08.2018 Москва - Каргополь. Пробег – 950 км.
Доездинг. Относительно загруженная двухполосная трасса, постоянные обгоны и стремительное уменьшение трафика сразу после Вологды. Ночевку планируем в гостевом доме, чтобы не заморачиватья с поиском места для лагеря и его установкой

12.08.2018 Каргополь – Вершинино. Пробег – 150 км.
Утром смотрим сам Каргополь и деревянные церкви в окрестностях. Переезжаем в Плесецкий сектор Кенозерского национального парка, где планировали ночевку в палатках на разрешенной нацпарком стоянке

13.08.2018 Дневка на Кенозерье. Пробег – 0 км.
Про Кенозерский нацпарк я напишу еще подробнее, наверное. При планировании советую делать расчет на водные маршруты, все-таки это озерный край. Байдарка, своя лодка, аренда моторки у местных или экскурсия на «Заре» – вариантов полно.



14.08.2018 Вершинино – Онега. Пробег – 400 км.
Поднимаемся к берегу Белого моря вдоль реки Онега к одноименному городу Онега. По пути смотрим церкви и пейзажи, но не очень расслабляемся, пробег все же немаленький, а грейдер – это отнюдь не асфальт

15.08.2018 Онега – Архангельск. Пробег – 200 км.
Заезжаем на правильный песчаный пляж на берегу моря. Если не будет дождей, то попробовать добраться до Неноксы. Опять правильный песчаный пляж, но только уже в Северодвинске. Вечером паркуемся около гостиницы в Архангельске

16.08.2018 Дневка в Архангельске. Пробег – 0 км.
Утром музей под открытым небом Малые Корелы, во второй половине дня смотрим Архангельск

17.08.2018 Архангельск – Пинега. Пробег – 250 км.
В топку гостиницы и цивилизацию, переходим на походный формат. Если есть время, то заезжаем на родину Ломоносова, внезапно оказавшимся вовсе не босоногим бедняком, который пешком, плача и страдая во имя науки, прошел путь от Холмогор до Москвы, сквозь пургу и метель. У ломоносовского бати был целый корабль в собственности, на минуточку. И добирался он в столицу отнюдь не пешком, а с обозами.

Откуда у меня в голове возникло вот это все про нищего Михайлу, я уже и не вспомню. Но внутренние скрепы от этого нового знания немного пошатнулись.


18.08.2018 Пинега – Мезень. Пробег – 170 км.
Пещеры и водопады Пинежского заповедника. И обязательно Кимжа – одна из деревень Архангельской области, попавшая в список самых красивых деревень России.



19.08.2018 Мезень – Лешуконское. Пробег – 170 км.
На этом небольшом участке нам попадается одна из самых впечатляющих старых деревянных церквей на маршруте. И знаете почему? Потому что она была открыта

20.08.2018 Лешуконское – Вожгора. Пробег – 180 км.
В Лешуконском заканчивается грейдер, доступный для любого автомобиля. Заканчиваются всякие интересности на карте геокешинга. Дальше непонятное.

21.08.2018 Вожгора – Кослан. Пробег – 160 км.
Чисто походный формат. Грибы и ягоды, палатка и костер – вот это вот все. Жалею, что пропустил Юдину Пустынь, что после Ценогоры и куда стоило сходить пешком, но был привязан к графику работы паромных переправ

22.08.2018 Кослан – Сыктывкар. Пробег – 270 км.
Закладываю еще день на выход к Сыктывкару, так как по имеющейся информации был вполне возможен дополнительный крюк, в объезд зимника между Мозындором и Микунью

23.08.2018 Сыктывкар – Великий Устюг. Пробег – 470 км.
Асфальт. Асфальт – это не грейдер. Утром посмотрели главный город республики Коми, в 14 часов выехали и к вечеру уже были в Устюге.

Сыктывкар – странный город. Несмотря на то, что мы попали в него аккурат в день республики, на пике городской красоты, чистоты и благоустроенности, не нашлось абсолютно ничего, что хоть как-то зацепило. А вот подобной интенсивности мата на улицах я не слышал по-моему еще нигде, даже в Воркуте и Качканаре.


24.08.2018 Дневка в Великом Устюге. Пробег – 0 км.
Вотчина Деда Мороза. Сейчас уверен, что к Деду Морозу нужно ездить исключительно летом. Ну и попали в самый правильный возраст для ребенка, который был ну очень счастлив. Напишу еще подробнее, наверное

25.08.2018 Великий Устюг – Москва. Пробег – 950 км.
Утром прошел у местного дилера первое ТО на машину, свалившееся на меня как снег на голову, выехал из дедморозовской территории в 13 часов дня и к ночи был уже дома



Коротко о подготовке

Подавляющее большинство отчетов по Архангельской области заканчивается в Лешуконском, куда ведет вполне себе магистральный грейдер, проходимый для любого транспортного средства. А вот дальше все было несколько туманно.

При подготовке читал отчет Фила Тоукача 2010 года и задал ему пару вопросов. Фил был немного занят и ответы пришли мне уже в пути, в Архангельске.

– Добрый день! Собираю информацию по дороге из Мезени в Сыктывкар. Спасибо за подробный отчет из 2010 года! В августе от Лешуконского до Сыктывкара кроссовер на базе Дастера пройдет? Какие места самые засадные? Броды без шноркеля проходимы?

– В мокрый август может и не пройти, это опять же зависит от того, насколько много изменений автомобиля вкладывается в слова "на базе":). На родной шоссейной резине на Дастере будет ОЧЕНЬ тяжело. Самые засадный участки — глинистая дорога с крутыми подъемами после Пыссы (на восточном берегу). На участке от Лешуконского до Пыссы самый глубокий брод был по колено, в сухое лето шноркель не понадобился. Также приятно, что дно у этих бродов каменистое, так что проблем сцепления с грунтом нет.

В принципе, при наличии времени, сил и определенной степени безбашенности, ПРОЙДЕТ любая машина. Просто на это может понадобиться непропорционально много времени. Но все-таки я бы сказал, что мудовая резина — желательно (как минимум атшная — обязательно). Лебедка либо вторая машина — обязательно. А лучше и то, и другое.

Видали, как я замаскировал свой Каптюр, превратив его «кроссовер на базе Дастера» :)

Ну все правильно опытный человек пишет. Только вот у меня не было ни АТ резины, ни лебедки, ни второй машины. Даже запаски не было, только штатная докатка, чего уж тут говорить. Ну не успел я с запаской разобраться.

Ночью просыпался, думал и ворочался. Прогноз погоды еще мокрость рисовал на смартфоне. Решил, что у меня есть самое главное – лопата, новенькая динамическая стропа, два шакла и желание.



Участок от Лешуконского до Сыктывкара

Получилась главная изюминка всего маршрута, без преувеличения. В Лешуконское стоит заехать за бензином и в магазин, где я на прилавке увидел огромного жирного таракана, которых не видел со времен студенческой общаги. Понтонная переправа в Лешуконском сейчас бесплатная.

Заправляемся под завязку 92 бензином и уходим обратно через переправу, в Смоленец. От Смоленца ехать на Вожгору нужно не по той дороге, что нарисована на всех картах и на которую смотрят указатели, а по невероятно красивой грунтовке прямо по берегу Мезени. Есть небольшие (до 30 сантиметров) броды через притоки. После того, как грунтовка уходит от реки, местность становится болотистой и после дождя может возить машину по раскисшей глине. На обочине видели опель-кадет с вырванным задним мостом.



Последний участок до Ценогоры, километров 30, представляет собой старую лесовозную колею, засыпанную песком, идущую через чистые сосновые леса. Ехать – одно удовольствие, натуральное ралли. Не доезжая немного до Ценогоры ткнулись на отворотку к реке в поисках ночлега, спасли местного ценогорского мужика-пожарного, застрявшего на Логане и он в ответ проводил нас на шикарное место на высоком берегу Мезени.



Переправа в Усть-Кыме работает с 8 до 9, добираться нам до нее еще 70 километров по пескам, поэтому переходим на нормальный ритм жизни, по солнышку, с подъемом в 5 утра и поиском стоянки в 3-4 часа после полудня. Заправка в Койнасе, что после переправы, работает с 8-30 и до последнего переправившегося на пароме клиента. Примерно полчаса.

Дальше брод через Низьму – главное пугало всех местных владельцев маленьких машин, вроде Нивы. В августе глубина оказалась по колено. Идти нужно по дуге, прямо промоина. Но траектория прохода прекрасно читается.


К переправе в Большой Пыссе приехали в середине дня, но паром работает только с 7 до 9 и с 19 до 21. Нашли стационарный телефон в пожарной части и позвонили домой паромщику, который живет на другом берегу. Но того дома не было, где его найти до 19 никто не знает, а мобильные в этом благословенном краю не берут от слова «совсем». Пришлось вставать на полудневку.

После разного размера Пысс раньше начиналось самое забавное – глиняные колеи и горки, куда в дождливую погоду местные УАЗы не могли вскарабкаться часами. Сейчас там все засыпали песком и дорога очень похожа на ту, что под Ценогорой, только песка больше. Сесть можно, конечно, свалившись в грузовую колею, но песок копается легко. Точно говорю, проверял.



В Уссогорске асфальт, бензин и цивилизация. Но только до окончания населенного пункта. Дальше начинается унылая колейная бетонка посреди болот без отвороток хоть куда-нибудь. Опять же, раньше, если судить по отчетам, не было прямого проезда между Едвой и Микунью и нужно было петлять по этим бескрайним болотам среди колоний-поселений лишние 200 километров. Сейчас прямая дорога вполне проходима для любых авто, если быть аккуратным.

Самое главное, после Уссогорска и до Айкино, где начинается отличный асфальт нет ничего интересного. Оставайтесь лучше на дневку в песках, в районе разнокалиберных Пысс или Ценогоры.



Остальные дороги

Асфальт по моему маршруту есть в городах, на основной трассе М8-Холмогоры, между Северодвинском и Архангельском, на отрезке Вельск–Каргополь–Плесецк и от Айкино до Москвы.

Участки Плесецк–Онега–Северодвинск и Архангельск–Мезень–Лешуконское это грейдер магистрального качества, но разной степени бугристости. Местами можно смело идти сотку, но шины лучше спустить заранее. Мне было комфортно на давлении в 1.5 атмосферы. Если льет, то скользко как на льду, будьте внимательны.



Отрезок между Вельском и Каргополем проходил уже в темноте и попал в эпицентр какого-то местного природного катаклизма. На дорогу выпрыгали натуральные тысячи лягушек. Я уворачивался как мог! Но не всегда получалось. Давил и плакал, плакал и давил.

Переправы

В отчетах много читал про какие-то совершенно дикие цены на понтонных переправах в Лешуконском и Мезени. Да не только в подобной глуши, совсем недавно такое было повсеместно, когда ОПГ «Городская администрация» перекрывала шлагбаумом единственную дорогу и собирала мзду с проезжающих. Сейчас вроде от этой нечисти избавляются повсеместно.



На всем маршруте в августе 2018 года все понтонные переправы были бесплатные. Платил только за паромы в Усть-Кыме (600 рублей) и в Большой Пыссе (700 рублей)

Заправки
Советую уже начиная с Вельска переходить на северный режим «вижу заправку – лью до полного бака», а также, безусловно, нужна запасная канистра. У меня была одна на 20 литров, вполне хватило.

В «столице» Плесецкого сектора Кенозерского национального парка, деревне Вершинино, заправки нет, как и в ближайших окрестностях. Можно заправиться у частника из бочек, 92 бензином. Живет примерно тут – 62.077027, 38.186208.

Из основных ключевых точек, про которые нужно знать: Пинега (92 бензин), Мезень (95 бензин), Лешуконское (92 бензин), Ценогора (92 бензин, работает с 9 до 11), Койнас ¬(92 бензин, работает с 8-30 до 9-30). Что в Койнасе, что в Ценогоре можно, конечно, постараться найти заправщика в нерабочее время. А можно и не найти, так как мобильной связи там нет.



Связь
В Архангельске и других крупных населенных пунктах берет любой из основных операторов, но стоит отъехать чуть в сторону – только Мегафон и без вариантов. Зато базовые станции в деревнях стоят относительно новые, поэтому если уж ловит, то с интернетом 4G. Мечта инстаграмщиков, в общем.

Купили в Каргополе симку с 6Гб трафика за 250 рублей.

Уфф… Вроде все по технической части рассказал. Продолжение следует…



Еще про Архангельскую область:
Русский Север. Унылые гнилые деревяшки и полная безнадега… Или нет? (2018)


Tags: Архангельская обл, Русский Север, автопутешествие, лес, пейзаж, техническая информация
Subscribe

Buy for 50 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments