dvanet (dvanet) wrote,
dvanet
dvanet

Categories:

Азербайджан. Техническая информация для путешественника. Июнь 2018



Посты с технической информацией по окончанию поездки становятся для меня уже традиционными. Сам очень люблю читать подобные путевые заметки у других авторов, да и полезно. Сразу примеряешь на будущее.

Итак, маршрут по дням, общий пробег и состояние дорог в стране. Берут ли взятки гаишники и сколько стоит фотография авто со стационарной камеры. Сколько стоит заправить машину и пообедать в ресторане. Где жить, работает ли там booking в частности и интернет в общем.

Курс валюты и работа обменников. Карты или наличные. И даже бюджет кратко распишу. Поехали…


Маршрут.
От автомобиля устаешь на перегонах, поэтому в очередной раз постарался сделать как можно больше дневок на маршруте. Всегда лучше поставить комфортный базовый лагерь и ходить радиалки, даже в автомобильном путешествии.

Получилось следующее:

02.06.2018 Москва - Невинномысск. Пробег – 1400 км.
Доездинг. Традиционно неудачная попытка раннего выезда, круиз-контроль на 110. Перегон по М4 пока хватает сил. Все стандартно.

03.06.2018 Невинномысск – Сигнахи. Пробег – 650 км.
Во Владикавказе заезжаем за осетинскими пирогами и поворачиваем на границу с Грузией. При виде гор где-то внутри разливается небольшая эйфория. Всегда так в первый день, самое главное под эту эйфорию не наделать глупостей

04.06.2018 Сигнахи – Гах. Пробег – 120 км.
Небольшой пробег, граница Грузия ¬– Азербайджан. А дальше неизвестность

05.06.2018 Дневка в Гахе. Пробег – 0 км.
Лазаем по окрестным горам, смотрим крепость и водопады

06.06.2018 Гах – Лагич. Пробег – 200 км.
По пути заезжаем в Шеки за халвой и смотрим раскопки в Габале

07.06.2018 Лагич – Баку. Пробег – 180 км.
Первую половину дня проводим в Лагиче, во второй половине дня смотрим большой грязевой вулкан в 15 километрах по грунтовкам от основной трассы

08.06.2018 – 10.06.2018 Стоим в Баку 4 дня. Пробег – 0 км.
Гуляем по городу, смотрим Апшеронский полуостров и грязевые вулканы Гобустана. Ищем правильные армуды и не менее правильные нарды

11.06.2018 Баку – Губа. Пробег – 200 км.
Проезжаем кругом весь Апшеронский полуостров чтобы понять, как обстоят дела с пляжами. Смотрим красные горы, что близ Хызы и знакомимся с имамом мечети в Бешбармаке

12.06.2018 Губа – Хыналыг. Пробег – 50 км.
Забираемся в горы, в село Хыналыг – одно из интереснейших мест Азербайджана, где и ночуем

13.06.2018 Хыналыг – Лаза. Пробег – 100 км.
Весь день лазаем по горам на машине и спускаемся от Хыналыга в Губу ни разу не выезжая на асфальт. Ночуем в окрестностях горнолыжного курорта Шахдаг

14.06.2018 Лаза – Владикавказ. Пробег – 550 км.
Все хорошее рано или поздно заканчивается. Пора домой, возвращаемся через Дагестан

15.06.2018 Владикавказ – Должанская. Пробег – 750 км.
Отъездинг.

Если в прошлом году у меня были заранее забронированы все ночевки, то в этом бронь была только на ближайшие дни. И вы знаете, этот вариант оказался намного лучше. Все-таки должен быть разумный баланс между планами и импровизацией. И кроме того избавляешься от страшного слова «график».

Я не хочу график! Я хочу стоять и смотреть с сыном на ущелье под ногами. До тех пор, пока не надоест.



Граница.

Граница РФ с Грузией в Верхнем Ларсе проходилась мной уже много раз и не вызвала никаких затруднений. Наши работают чуть ли не быстрее, чем грузины. Про особенности прохождения грузинской границы я писал в техническом посте по Грузии. Из изменений – с 1 марта 2018 года в Грузии стала обязательной страховка для иностранных машин, аналог нашего ОСАГО. Стоит 30 лари на 15 дней, покупается через 2 километра после границы, о чем напоминают сами пограничники и дают дополнительно цветной флаер с информацией. Там можно расплатиться рублями, но выходит чуть дороже, чем по курсу (с меня взяли 900 рублей). Можно купить заранее онлайн, на официальном сайте(есть русский язык).

Покупать рекомендую, так как штраф за отсутствие страховки составляет 100 лари. Меня не останавливали, но некоторые попадаются. Не портите себе отдых, да и не дай бог ДТП.

В Азербайджан мы въезжали через КПП «Лагодехи» в Кахетии. Грузины отработали, как обычно, очень быстро и без очередей. Затем встали в очередь примерно из 10 машин – одни грузинские номера. На самой азербайджанской границе огромные ворота, которые вручную открывает очень важный, специально обученный человек, пропуская по одной машине на КПП.

Стоим, ждем. Разговорились с пожилыми грузинами из впереди стоящей машины и услышали забавную зависть к соседнему Азербайджану, потому что так осталась коррупция. Мотивируют это тем, что при коррупции происходит круговорот денег и всем достается по чуть-чуть, а сейчас такого нет и все деньги не покидают пределов Тбилиси. В общем, страдают сейчас те люди, которые раньше в совершенстве обладали такими умениями, как «договариваться» и «занести уважение». Такие дела :)

Спустя примерно минут 40 доходит наша очередь, важный человек открывает ворота, предварительно отправив пассажиров проходить границу самостоятельно по пешеходному переходу. Тут можно попробовать сказать, что вы как бы родственники, тогда могут пропустить всех вместе, на машине. Функционал важного человека заключается в управлении створками ворот и в выдаче клочка бумажки, на котором нацарапан номер авто и фамилия владельца. Не теряйте этот клочок, он в дальнейшем требуется почти всем.

Въезжаю на КПП, сотрудник показывает место, где остановиться и на машину, которая еще толком остановиться не успела, буквально бросаются несколько человек. Открывают двери, бардачок, багажник. Я несколько опешил от такой активности, если честно.

Затем на сканер несутся ВСЕ сумки. Мало того, будьте готовы разгрузить машину полностью, включая вещи, которые валяются россыпью. И не только машину, но и бокс на крыше. Тому, кто путешествует с одним портфелем со сменой белья никаких неудобств это не доставит. Классические же автопутешественники с раскиданным по всему салону скарбом и взятой «на всякий случай» мультиваркой могут потратить достаточно времени на разгрузку\загрузку. Советую тут не нервничать и без вопросов разгружать. Ну разве что заранее приберите все по сумкам, чтобы удобнее было. Не такая уж и великая беда.

На самом сканере внешне добродушный и улыбающийся дядька со взглядом матерого ГБшника обсудил со мной разные предметы из моего багажа, попадающиеся ему на экране сканера. Предупредил, что все армянские товары запрещены к ввозу в Азербайджан. Попросил достать и показать все бутылки с грузинским вином. Удивился, что вино не армянское.

И вот я уже укладываю все обратно и замечаю, что дядька внимательно листает толстую книжку, лежащую до этого в кармане двери. Чего он до нее докопался-то? «Дом, в котором…», за авторством Мариам Петросян. Черт, ПЕТРОСЯН! Отберет ведь сейчас, а книжка-то не моя.
– О чем книжка? – спрашивает. Вот кто читал эту книжку, сможет сходу объяснить азербайджанскому таможеннику, о чем она?
– Об инвалидах. – бурчу я.
– Армянских инвалидах?
– Да не написано там, о каких! О детях-инвалидах и интернате!

Прочитал абзац в середине, хмыкнул и отвязался. Дальше паспортный контроль и оформление машины. Виза для граждан РФ не требуется. Из документов необходим загранпаспорт, водительское удостоверение и свидетельство о регистрации. Нотариальная доверенность, если не собственник автомобиля. Бронь гостиниц, медицинская страховка, подтверждение финансового состояния не требуется.

На авто нужна страховка ОСАГО. Стоимость на мою машину составила 15 манат на месяц, платится прямо в окно на границе. Я слышал, что у людей, оказавшихся без азербайджанской валюты брали рубли или доллары по невероятно грабительскому курсу, поэтому заранее на грузинской стороне поменял 100 долларов на манаты.

Большой проблемой в свое время было то, что с 2014 года машины, которые не имеют стандарта «Евро-4» могут въехать в страну только при внесении залога в 30-40% от рыночной стоимости автомобиля. Это все европейцы и американцы до 2005 года выпуска и японцы до 2011 года. Залог возвращался при выезде, но это особо не помогало в связи со значительностью суммы. Сейчас залог с иностранцев не берут, чему есть многочисленные подтверждения.

Также необходимо заплатить дорожный налог в размере 20 долларов США на мою машину, но сейчас он платится при выезде из страны.

Кроме того, необходима регистрация в органах миграционной службы в течении 10 дней. Если меньше, то регистрироваться не нужно. Администрация отеля или собственник жилого помещения, где остановился иностранец должен подать заявление по электронной почте qeydiyyat@migration.gov.az . Тут я честно прошляпил эту регистрацию и это стоило мне одного лишнего дня в Азербайджане. Штраф за отсутствие регистрации свыше 10 дней очень большой – 300-400 манат с каждого взрослого (11-14 тыс. рублей)

Дальше самое интересное. Прошлогодние армянские штампы в загранпаспорте. Почему-то этот факт вызывает невероятное оживление у сотрудников, сопровождаемое вызовом главного «смотрящего». Были вопросы из серии «А где были? Севан красив, да? А в Карабахе горы какие красивые!». Отвечаешь: «Севан хорош! А в Карабахе не были и как там красиво не видели». Но отмечу, что даже намека на грубость или хамство не было за весь разговор. В итоге сняли копию паспорта и записали номер телефона к кому еду (дал номер из букинговой брони).

С какой целью это делается, непонятно, ведь при смене загранпаспорта ничего не укажет азербайджанскому пограничнику о посещении Армении. Ну если только все это для демонстрации своей нелюбви к армянам. Армян очень не любят – факт.

Еще почему-то неподдельный интерес вызывала моя русская фамилия Агапов. Как она может быть связана с армянами или лезгинами (почему-то именно лезгин упомянули два разных человека), я даже представить себе не могу. Знающие люди, отпишитесь.

Все! На выезд. Только обязательно сохраните квиток со штрих-кодом, который дадут вам в одном из окошек. Он вам понадобиться при выезде из страны. И не перепутайте его с тем клочком, что дали вам на въезде – клочок нужно отдать на выезде с КПП.



Обратно выезжали через Дагестан и пограничный переход под названием «Самур». Тут есть особенности. Например, въезжаешь через традиционные ворота на КПП, а там никого. Ну как никого, водители фур толпятся у окошек, но до твоей машины вроде как нет никому дела. Останавливаешься и начинаешь выяснять, что тебе делать. Спрашиваешь у людей около окошек, спрашиваешь у людей в форме. И никто и ничего не знает. А ты чувствуешь себя немножко идиотом.

На азербайджанской стороне пришлось выгрузить все сумки и прогнать через сканер. Потом отстоять несколько ненужных очередей, чтобы узнать, что тебе не в то окошко. Оплатить чертов налог в двадцать баксов в кассе, что находится что находится совсем в другом месте. Поиметь беседу о происхождении моей фамилии. Опять отстоять несколько ненужный очередей. Поехать на выезд, где не сработал «штрих-код», потому что какой-то хмырь не пропикал его на компьютере. Да-да, тот самый «штрих-код», который вы получили на въезде и который нужно обязательно сохранить. Вернуться обратно, отметить «штрих-код» в правильной базе данных и все, наконец-то домой.

Все это несложно и опять же, нет даже намека на какое-либо вымогательство, но напрягает абсолютное отсутствие информации и просто невероятная важность и катастрофическая медленность работников таможни.

Ильхам Алиев! Невероятно много сделано для развития туризма в Азербайджане. Осталось чуть - убери напыщенных дебилов с границы твоей страны. Пусть люди просто работают, соблюдая закон. Ведь это первое, что видят гости.

А мы домой, в Дагестан, где встречаем ухмыляющуюся физиономию, которая-таки заставила меня опять разгрузить ВЕСЬ автомобиль, включая бокс на крыше. До состояния, практически «как из салона». С завидной периодичностью физиономия уточняла, что она может немного нарушить закон и не досматривать все вещи за определенную мзду. Добро пожаловать домой, чего уж тут.

Мзду я платить не привык, поэтому послушно разгрузил всю машину и прогнал все вещи через сканер. Привели собаку в поисках наркотиков. Собака, в отличие от физиономий, была достаточно симпатичной.

Несмотря на заранее и старательно создаваемый пофигистический настрой и существующий запас по времени, разгружать и таскать все вещи на сканер я несколько утомился и поэтому выехал с таможни немножко злым, что отметили мои домашние. Настраивайтесь заранее. Хотя раньше, говорят, был вообще полный беспредел.

Стыдно за наших. Надеюсь, что тут когда-нибудь тоже наведут порядок, как это сделали в Верхнем Ларсе, на границе с Грузией.



Особенности движения и ПДД

Ограничение скорости в Азербайджане, как и у нас, 60 км\час в населенном пункте, 90 км\час за пределами населенного пункта и 110 км\час на автомагистрали. Можно нарушать в пределах +10 км\час к ограничению.

Очень много камер видеофиксации, причем картинку с вашим авто и скоростью может снять ехавшая навстречу патрульная машина. И передать на пост.

Если на трассах и в небольших населенных пунктов движение не доставляет никаких проблем, то Баку… Грузинские водители в плане организации общего хаоса нервно курят в сторонке. Основная проблема — это повальное нежелание включать поворотники при перестроении и полное игнорирование полос разметки.

Если с негорящими поворотниками еще жить как-то можно, то полосы… Вот представьте трехполосную в одном направлении дорогу с отличной разметкой и плавный поворот направо. И все три полосы одновременно и без поворотников перестраиваются в соседнюю правую полосу при повороте. Левая полоса в среднюю, средняя в правую, правая на обочину или лавирует между перестраивающимися из средней полосы. Просто потому что тут так принято. И на всей дороге только один идиот, едущий по своей средней полосе. И этот идиот – я.

Запрещена любая тонировка переднего и боковых стекол, в том числе задних. Полуаквариумы вне закона, только заднее стекло, да и то, по-моему, только в летний период. Ближний свет днем не обязателен.

Ребенок до 12 лет может ехать на переднем сиденье только в автокресле. Сзади без ограничений. Ремни безопасности детям до 12 лет на заднем сиденье тоже не обязательны.

Полиция, взятки и штрафы

Основные штрафы:

Превышение скорости от 10 до 20 км/час ––– 10 манат (370 рублей)
Превышение скорости от 21 до 40 км/час ––– 50 манат (1850 рублей)
Превышение скорости от 41 до 60 км/час ––– 150 манат (5550 рублей)
Превышение скорости свыше 60 км/час ––– 250 манат (9250 рублей)

Непристегнутый ремень безопасности ––– 40 манат (1500 рублей)
Разговор по телефону ––– 50 манат (1850 рублей)
Тонировка ––– 150 манат (5550 рублей) и обдирание на месте
Проезд на красный свет ––– 60 манат (2200 рублей)
Встречка ––– 100 манат (3700 рублей)

Местные растонированы абсолютно все. Ремень не пристегивают. Вообще не видел радар-детекторов, хотя вроде как они не запрещены. Говорят, что это не поощряется.

Во многих отчетах пишут, что раньше на дорогах Азербайджана в отношении иностранных автомобилей творился ну полный беспредел. Останавливали по несколько раз за день и тупо вымогали взятку. За тонировку, за скорость, за ремень, за телефон… За что угодно. Но с какого-то момента все изменилось.

Сейчас, как только видят номера RUS, то машина становится для сотрудников буквально невидимой. Игнорируют полностью, в том числе и тонированные машины, как говорят (сам не тонирован). За все время меня остановили только один раз, но это было несколько забавно.

Тормозят меня на стационарном посту и просят пройти внутрь. Захожу и на большом мониторе показывают мою машину и под ней скорость в 134 км\час при ограничении в 110. А на соседнем мониторе в окне некой «базы данных» светятся шесть строчек штрафов с моим номером. Затем приглашают в отдельный кабинет, где со мной здоровается за руку гаишник, прекрасно говорящий по-русски.

– Вот тут шесть штрафов в базе. Пять по 50 манат и один на 150. Придется оплатить на таможне.
– На таможне, так на таможне, – хмыкаю я.
– Но вот я могу удалить из базы три штрафа, вместе с большим, на 150 манат.
– Это еще лучше! Только 134 км\час не моя скорость.
– Как не ваша? Не может быть
– Ну так. Ехал на круиз-контроле 110 км\час по автомагистрали.
– Нет! Наша техника не может ошибаться. Придется оплатить на таможне.
– Ну не может, значит не может.

Дальше идет неспешный разговор про Москву, где учился в МАДИ мой собеседник. Спрашивает, понравился ли Азербайджан и с какими целями приехал.

– О! Вот я нашел кнопку, как удалить вообще штрафы из базы! Так как вы гость, то ничего платить не нужно будет на таможне.
– Это просто отличная новость! – говорю я и ожидаю начала главной сцены этого спектакля.
– Счастливого пути! Опасайтесь патрульных BMW, они просто увешаны камерами с обзором на 360 градусов, – возвращает мне документы сотрудник и провожает меня на выход, демонстрируя по пути эту самую патрульную беху.

И вот как это назвать? Я не первый раз общаюсь с гаишниками и знаю, как они могут давить, особенно на иностранца, который по определению более уязвим. Может начинающий какой оборотень попался?

Валюта.
Азербайджанские рубли называются манаты, а копейки – гапики. Один манат на момент нашей поездки стоил 36 рублей. Кредитные карты охотно берут в Баку, но за пределами столицы они практически бесполезны, нужно иметь наличные.

Брать с собой лучше всего наличные доллары, даже если покупать их прямо перед поездкой. За 100 долларов мне давали 169 манат, а за 6250 рублей, которые стоит эта сотка в России, я получил бы всего лишь 156 манат. Разница в 13 манат (480 рублей) со 100 долларов вполне приличная.

Менял все время в больших, «нормальных» банках. Обменники в каждой подворотне сомнительного вида, как в Грузии, тут отсутствуют.

Бензин.
Цена на бензин в Азербайджане регулируется государством и одинакова на всех заправках. 95 бензин стоит 1.25 маната (46 рублей), 92 – 0.9 (33 рубля), а дизель – 0,6 маната (22 рубля). Про качество дизельного топлива ничего не скажу, но экономия для трактористов налицо.

Качество дорог.

В Баку дороги идеальные, как и на основных магистралях:


Но стоит съехать в сторону, так сразу начинают попадаться варианты. Есть и каменные улочки:


И пыльные пустынные грунтовки:


И горные дорожки, движение по которым на машине с небольшим дорожным просветом, напоминает триал:


Язык.
Старшее поколение по-русски говорит все, поголовно. Среди молодежи много тех, кто работал в России – они тоже достаточно чисто говорят по-русски. В любом случае рядом найдется переводчик, который с удовольствием поможет. А вот с надписями, особенно в стороне от столицы, беда. Меню на русском видели только в Баку.

Жилье.
В этот раз предварительную бронь сделал только на первые пару дней, остальное бронировал на booking.com прямо на ходу. Жилье оказалось самое разное. В Гахе, например, мы снимали вот такой двухэтажный домик целиком, за 3000 рублей в сутки.



В Баку нас немного подставили, поселив в другую квартиру. Квартира оказалась чуть более уставшая от жизни, чем нам бы хотелось. Но она была большая и находилась буквально в 200 метрах от входа в старый город. За 2300 рублей в сутки.

А в Хыналыге ночевали на полу, под двумя ватными одеялами каждый. Туалет был на улице, рядом с коровником, а душ там отсутствовал, как класс. За 2600 рублей в сутки. Выспался, кстати, в Хыналыге я лучше всего за всю поездку:



Средняя цена на комфортное жилье на четверых (с отдельными комнатами) на сутки получилась в переводе на наши рубли от 2000 до 3000.

Цены на еду.
Поужинать на четверых без особых ограничений, но без алкоголя, в любом месте получалось в пределах 30 – 50 манат (1100 – 1900 рублей). Сама кухня заслуживает отдельного хвалебного поста. Самое смешное, что в Баку вполне себе выживают сети фастфуда, KFC и другие. Причем цены там вполне московские.

Вот я реально не понимаю, как люди могут покупать тот же твистер из KFC за 4 маната (150 рублей), когда буквально в двух шагах тебе за эти же деньги в ресторане сделают ДВА настоящих донер-кебаба. Точно подмешивают в эти твистеры с биг-маками что-то наркотическое :)



А вкуснее всего были кутабы с травой из придорожной пыльной кафешки, на которую и смотреть-то было страшно, не то, что покупать там еду. Кутаб – это такой чебурек, только пресный, без масла. После лютого торга каждый кутаб обошелся мне в 30 гапиков и купил я 7 штук (75 рублей за все)

Связь.
WiFi был даже в Хыналыге, среди коровьих лепешек и женщин, развешивающих на заборах овечью шерсть на просушку. Параллельно купил себе симку местного оператора NAR за 10 манат, а так же подключил себе пакет мобильного интернета 1.5 Гб за 6 манат. Пополнить счет можно с помощью небольшой картонной скретч-карты, которая продается в любом киоске.

Сейчас погуглил и выяснил, что симка стоит 5 манат, таким образом я был просто жесточайшим образом обманут.

Бюджет.
Очень часто спрашивают про общий бюджет, хотя это дело очень индивидуальное. Но давайте прикинем крупно бюджет на автопутешествие семьи из 4 человек в Азербайджан из Москвы. 12 ночей из которых 2 ночевки будет в дороге, а 10 непосредственно в Азербайджане (чтобы не связываться с регистрацией).

Дорога вышла на круг около 5500 километров. Грубо берем расход 10 литров на 100 км 95 бензина стоимостью в 47 рублей за литр и получаем на дорогу 26000 рублей.

Две ночевки в дороге по 2500\ночь и 10 в Азербайджане по 3000\ночь. Всего 35000 на жилье.

На питание отведем 2000 в сутки на семью. Завтрак в отеле или гостевом доме и поздний обед в каком-нибудь ресторане. Ну плюс перекусы на ходу. Получается 26000 рублей на питание.

Ну и накинем еще 13000 для ровного счета на сувениры, прикручивание защиты на СТО, страховку на автомобиль, дорожный налог, входы в музеи и катание на аттракционах для детей.

Итого по очень грубым прикидкам выходит 100 тысяч рублей на четверых, «точка-точка». Очень легко можно дешевле. Также легко можно и дороже :) Берите полторы тысячи долларов с собой, кредитку в качестве НЗ и вперед! Смотреть красоты Закавказья.

Все, с технической частью я закончил. Теперь буду писать про само путешествие, полное трудных трудностей и опасных опасностей.



Продолжение следует…
P.S. Такие большие посты удобны? Или лучше бить на несколько маленьких – про границу отдельно, про дороги и ПДД отдельно?

Еще про Азербайджан:
Азербайджан. Стоит ли ехать? (2018)




Tags: Азербайджан, автопутешествие, полезности, техническая информация
Subscribe

Posts from This Journal “Азербайджан” Tag

Buy for 50 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 26 comments

Posts from This Journal “Азербайджан” Tag