dvanet (dvanet) wrote,
dvanet
dvanet

Categories:

Типичный день фрирайд-школы



Учиться новому можно по-разному. Можно проходить весь путь самостоятельно, набивая на каждом повороте новые шишки и наступая на старые грабли. В принципе это нормально и даже очень правильно, когда человек пробует что-то, ошибается, исправляет ошибки и накапливает собственный опыт. Я таким способом учился и продолжаю учиться достаточно многому, в том числе и кататься на сноуборде, например.

Но есть занятия, где учиться подобным образом достаточно рискованно. Прыгать с парашютом со скалы не стоит без базовых знаний, как и кататься вне трассы по лавиноопасным склонам. Не те это занятия, где нужно учиться на своих ошибках. Слишком велика может быть цена.

Остаются по большому счету несколько вариантов – опытный товарищ, гид и школа. Опытных товарищей в этом направлении у меня не было, а вот с гидом кататься на этом этапе я не очень хотел. Потому что гиды не учат. Задача гида – безопасно сопроводить, спустить и вернуть клиента на базу. Все остальное факультативно и под настроение.

Остается фрирайд-школа, которую я представлял себе чем-то вроде альплагеря или турслета. Это в идеале. Но все было, конечно же, совсем не так…


В Кировске никто и никуда не торопится. В Кировске снега хватает на всех. Это вам не Красная поляна, где ты в 8 утра уже мнешься перед подъемником, поднимаешься одним из первых, но все равно не успеваешь. А к 10 уже все раскатано в доширак.

Поэтому в 8 утра я только просыпался, а общий сбор был, как правило, около 10 утра. Дальше были варианты.

В первый день, например, проходило явное тестирование участников группы, что логично. Пара часов раскатки по трассам и сбор у верхней станции гондолы городского склона. До этого было предварительное знакомство и выдача недостающего снаряжения – -снегоступов, бипера, щупа и лопаты. Это все хозяйство возили с собой каждый день без исключения:


Первая трансформация группы из катальщиков в ходильщиков была невообразимо долгой, чего уж тут говорить. Ремешки не завязывались, камуса не клеились и рюкзаки не застегивались. Мрак! Но это нормально :) Ближе к концу мы существенно сократили время на «transition» – переход из одного состояния в другое.

Этот тестовый спуск был волнительный. Все такие крутые вокруг, да и по трассам мочат, как угорелые. Скажут сейчас мне, мол шагай, мальчик, к инструктору и раньше, чем через несколько лет не приходи.

Но нет, скатился по внутренним ощущениям вполне терпимо. А они, внутренние ощущения, как правило, достаточно самокритичны:


Если погода была не очень, что для Кировска актуально, то планы корректировались буквально на ходу. В этот облачный день была достаточно лайтовая скатка в месте с интригующим названием «Сады дона Педро». И первое знакомство с алгоритмом поиска пострадавшего в лавине:


Вообще копали много и быстро (на время). И это правильно. Один из пасмурных дней, когда канатки запустились только после обеда, был полностью посвящен исключительно подготовке по лавинной безопасности. Но я, наверное, расскажу про этот момент отдельно:


Это уже полноценный первый выход скитурщиков вместе мамалыками, подъем на Вудъяврчорр в район ущелья Скальное. Кстати, я ввел вас в заблуждение в прошлый раз, назвав снегоступщиков мамалыгами. Это неверно! Снегоступщик – не кукурузная каша! Снегоступщик – мамалык или ласково «медвежонок». Это очень важный момент :)


Понемногу вхаживаемся и привыкаем к нагрузке. На этом подъеме в очередной раз убеждаюсь, что в случае зомби-апокалипсиса выживут в первую очередь выносливые дрищи. Качки и хорошие люди, которых должно быть много, извините, но выносливость намного важнее силы. Зомби вас сожрут:


Опять выход на вершину Вудъяврчорр, только в этот раз от Снежной деревни с заходом по ботаническому гребню. Начало маршрута просто невероятно красиво:


Вниз катали по Ботаническому цирку и там буквально полчаса не хватило хорошей погоды для спуска. Все затянуло какой-то белесой хмарью и полностью ушел контраст при сохранении видимости. То есть видишь все далеко, вон скалы, вон люди стоят, но спускаешься в какой-то белой, абсолютно стертой действительности, исключительно на ощущениях. Полный сюр! Был момент, когда я даже не понимал, вниз я еду или уже вверх. И не только я.

Падаю, но у сноубордистов тут как с быстро поднятым бычком, если поднялся сразу, то как бы и не падал вовсе. Не то, что у лыжников:


А вообще очень видовой маршрут. Напротив Кукисвумчорр, знаменитый 25-й километр и его дальняя и ближняя «обратки», где уже много лет подряд проводится Открытый кубок Хибин по фрирайду:


Один из следующих дней, подъем на Айкуайвенчорр от Южного бугеля. Тот случай, когда скитуристы стонут от пешеходного передвижения, а уже привыкшие мамалыки мерзко хихикают про себя.

Я в этот день почему-то решил, что палки мне не нужны, оставил их дома и много раз в течении дня жалел об этом непонятном позыве. Поэтому большую часть кадров этого дня снята из положения снизу и сзади. Спасибо Андрею, который не вынес моих страданий и поделился одной своей палкой:


Спускались по лавинному очагу №2 под названием «Простые вещи». Не знаю кто точно придумал все эти названия для фрирайд-спотов, но эти люди молодцы. Раньше все просто катали по скучным номерным лавинным очагам, безымянным кулуарам, бесконечным «щелям» и «обраткам», а сейчас… «Фукусима», «Чпокер», «Ссынок», «Мамма-миа» и «Толик, держись!» Приятно даже просто разглядывать карту, что уж тут говорить:


От Южного бугеля также можно пойти на другую сторону, к городской «Щели», которую я показывал в прошлый раз. В этой щели может быть очень разное как состояние снега, так и его количество, поэтому спуск там каждый раз достаточно непредсказуем. В этот раз там была снежная ступенька метра полтора-два высотой, с которой нужно было либо прыгать, либо соскребаться. Из всех нас прыгнул только один, правда почти никто не видел этого дропа, так как ехал он в числе первых. Остальные, как правило, подъезжали к этой ступеньке и долго выбирали вариант своего дальнейшего соскальзывания вниз.

И вот стоим мы в числе первых спустившихся, вербально сотрясаем воздух эмоциями и смотрим на спуск остальных. К ступеньке подъезжает Алексей, один из наших лыжников, останавливается, оглядывается, спрыгивает вниз, проваливается в какую-то дыру и пропадает.

Твою же мать, у нас ЧП! Щель сожрала лыжника!

Буквально следом за Алексеем едет Юра, осматривает ступень, спрыгивает и без остановки для помощи спускается к нам. На наш синхронный вопрос, что там с Лехой, недоуменно отвечает, что там никого нет и он предполагал, что Алексей давно уже спустился.

Твою же мать! Щель не только сожрала лыжника, но уже и полностью его переварила!

Начинает разворачивается полноценная спасательная операция и тут, неожиданно и внезапно для всех, Алексей самовыкапывается из какого-то сугроба, пристегивает лыжи и спускается к нам. Мы все притихли и ждем душераздирающих подробностей. Ну, как страдал, как преодолевал и как оно вообще там, внутри Щели. И что оказалось? Оказалось, что Леха вовсе и не страдал, а просто долго и буднично возился с неудачно отстегнувшейся лыжей. А не видно его было просто из-за какого-то сугроба.

Вот так мы и не узнали ничего о внутренностях городской Щели, что на склоне Айкуайвенчорра:


В один из последних дней получился просто великолепный выход на плато Ловчорр. Маршрут начинается наверху подъемника К2, что на южном склоне Бигвуда и идет к метеостанции. Несколько лет назад все сооружения были рабочими и путь сюда был запрещен:


Пройдя чуть дальше, попадаем в цирк Ярмарка с выкатом на озеро. Вполне можно за один день катнуть несколько раз и вернуться верхом к подъемникам. Самые вкусные линии в наш день были лавиноопасны, поэтому спускаемся чуть правее (на фото можно рассмотреть следы). Заход на второй спуск виден в самой левой части кадра. Это был самый крутой уклон (в начале превышал 40 градусов) и самый классный спуск за все время:


Вернуться можно, как я уже писал, по верху, к подъемникам, но самое вкусное, это выйти через Пирротиновое ущелье к автомобильной парковке у южного склона Бигвуда. Очень красивый и классный вариант. Особенно отмечу спуск к началу непосредственно скитура – там очень полого и в полной мере чувствуется превосходство лыжников, так как на сноуборде в глубоком снегу толком можно ехать только по чьему-то следу. Но такого детского и даже, не побоюсь этого слова, щенячьего восторга от этого пологого спуска и барахтанья в снегу я давно не испытывал.


Вот же парадокс. Склон, где доска в снегу уже практически не едет и вот это детское соревнование, кто кого обгонит до полной остановки оказалось чуть ли не лучше, чем первые, достаточно крутые для меня спуски. Плюс невероятная красота вокруг.

В общем, сложно мне описать словами. Всем! Всем на скитур и в Пирротиновое ущелье :)


Последующее «выгребалити» к цивилизации доставляет удовольствия не меньше. Как красотой вокруг, так и погружением в некое медитативное состояние, которое возможно только при долгом пешем или лыжном переходе:


Вся эта активность на свежем воздухе проходила в первой половине дня, примерно до 16-17 часов. После этого был трехчасовой перерыв на оправку и сбор на базе у ребят для разбора и вечерней лекции, аккурат с 19 до 22 часов. За три часа перерыва нужно было успеть купить вкусняшек, их приготовить и уничтожить. А также привести себя в порядок, сходить в душ и отдохнуть.

И вы знаете, времени хватало даже с лихвой, и основное общение внутри нашей банды, а также главные споры о смысле жизни и о том, какой из двух абсолютно одинаковых рюкзаков лучше, проходили именно в эти три часа:


В принципе, подобные выходы можно организовать и без фрирайд-школы, но тогда в них не будет хватать не только базовых теоретических и практических знаний, но и самого главного. Атмосферы, которая создается как «учителями», так и окружающими «одноклассниками». В этот раз атмосфера получилась очень правильная:


Ну а в конце хочу показать фильм про то, как несколько пацанов запилились в Домбае туда, куда не нужно и очень долго и героически выгребали из этого места. Вот для избегания подобных случаев я и пошел сначала в «школу»


Продолжение следует…

Еще про горные лыжи и сноуборд:
Фрирайд с головой. Школа SnowSense

Почему заполярный Кировск круче Красной Поляны
Красная поляна. Попытка реабилитации
Сноуборд. Начало пути постижения силы


Tags: snowsense, Кировск, Мурманская область, горы, как это устроено, снег, сноуборд, фрирайд
Subscribe

  • Экскурсия на БелАЗ и самый большой грузовик планеты

    Самый большой грузовик планеты… Флагман мировой карьерной флотилии… Нет равных по грузоподъемности… Настоящая война автожурналистов, где в…

  • Азербайджан. Стоит ли ехать?

    – Где мой хиджаб? – сердито ворчала дочка, перебирая свои летние маечки. – Куда мы вообще едем? Нас прямо на границе украдут и продадут в гарем! А…

  • Новая машина. Муки выбора

    Для моих задач Санта устраивала практически всем. Она была достаточно высокая и комфортная для дальнобоя. У нее был большой салон и огромный…

Buy for 50 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments

  • Экскурсия на БелАЗ и самый большой грузовик планеты

    Самый большой грузовик планеты… Флагман мировой карьерной флотилии… Нет равных по грузоподъемности… Настоящая война автожурналистов, где в…

  • Азербайджан. Стоит ли ехать?

    – Где мой хиджаб? – сердито ворчала дочка, перебирая свои летние маечки. – Куда мы вообще едем? Нас прямо на границе украдут и продадут в гарем! А…

  • Новая машина. Муки выбора

    Для моих задач Санта устраивала практически всем. Она была достаточно высокая и комфортная для дальнобоя. У нее был большой салон и огромный…