?

Log in

No account? Create an account

Ср, 18 окт, 2017, 08:01
Маршрут в Лагонаки с восхождением на Фишт и траверсом Пшеха-Су



На дворе июнь. Есть 5 дней отпуска. Есть машина, готовая везти своего хозяина куда угодно, хоть на край света. Есть дети, которых обязательно нужно отвезти к морю, в Должанку, чтобы отдыхали и загорали. Есть теща, которую дети слушаются и без которой вообще ничего не получилось бы. А еще очень хочется в горы.

Причем не просто увидеть вершины с асфальта, а пройти чуть подальше. И залезть чуть повыше (в меру способностей, конечно). Реально?



2. Первый вопрос – куда? Уже который май все путешественники жалуются на погоду на Кавказе. Холодно и льет с неба очень часто. И уже который раз я обжигаюсь на июньской погоде в горах.

Нет, в июне с погодой там уже все уже достаточно хорошо и даже солнечно, только на высотах больше 3500 метров снега может быть по развилку. И даже больше. Снег это, конечно, очень прекрасно, но в июне лето еще не успело настолько надоесть, чтобы совсем не хотелось зеленой травки или цветочков там всяких.


Поэтому высоты от трех тысяч и выше в этот раз я решил отложить. Куда же? На Фишт? Но там же людей ходят несметные тыщи, а хочется все же уединения. И тут мне попадается на глаза невероятно позитивный отчет Дмитрия Ковинова о нестандартном маршруте по вершинам Фишт-Оштенского нагорья.

Что еще за Дмитрий Ковинов? И можно ли ему вообще верить, спросите вы? Когда я ходил первый раз на ММБ, то одно из самых ярких впечатлений – это апельсинки, которыми меня накормили на спонсорском контрольном пункте от Спортмарафона. А Дмитрий Ковинов – директор по маркетингу Спортмарафона. То есть, фактически именно он накормил меня тогда этими прекрасными, ярко оранжевыми и невероятно вкусными апельсинками.

И я ответственно заявляю, что этому человеку можно верить. И также ответственно заявляю, что сайт Ковинова является прямо-таки неоценимым источником полезной технической информации, как по горным маршрутам, так и по снаряжению.

Решено, идем в Лагонаки и на Фишт! Нестандартным маршрутом.


3. Если посмотреть на карту, то с Фишт-Оштенского массива собственно и начинается Главный Кавказский хребет. Это вооон та точка с надписью «Фишт» в левой части картинки. Ключевые вершины района – Фишт, Оштен и Пшеха-Су – первые на Кавказе вершины альпийского типа, поднимающиеся значительно выше зоны леса. Кроме того, Фишт – первая вершина Кавказа, имеющая ледники на склонах.

Высота до трех тысяч метров, но ледник уже есть. Что еще нужно для середины июня? Только вот весь горный массив находится на территории Кавказского государственного природного биосферного заповедника, и для похода необходимы пропуска...


4. В заповеднике все строго и нельзя абсолютно ничего. Понятно, что нельзя рубить деревья и жечь костры. Нельзя собирать ягоды и грибы. Нельзя брать с собой домашних животных. Нельзя разрушать жилища беспозвоночных! Думаете на этом все? Ха!

Стоять можно только в отведенных местах, фактически только на приютах Цице и Фишт. Нельзя проводить профессиональную фото и видеосъемку, где профессиональность, судя по всему, определяется наличием штатива!


За каждый день пребывания на территории заповедника нужно заплатить 300 рублей за каждого взрослого, то есть за 6 дней похода вдвоем я оставил на КПП 3600 рублей. Нужно оформлять пропуск, причем обязательно нужно указывать нитку маршрута, радиальные выходы и места каждой стоянки. Пришлось на КПП заявляться на разрешенный маршрут №5, который хотя бы отдаленно подходил под наши реальные планы.

Эти все лютые правила откровенно и нехило напрягают, особенно если планируемый маршрут совпадает с разрешенным фактически только местом старта и финиша.

При нарушении этих адовых правил, отклонении от маршрута, а также при нахождении на маршруте сверх указанного в пропуске количества дней вооруженные егеря вполне серьезно привлекают «нарушителей» по статье 8.39 КоАП, которая предусматривает штраф от трех до четырех тысяч рублей.

Обращаю внимание, что описываемый ниже маршрут не разрешен заповедником и есть вероятность, что придется при встрече с егерем вспоминать, как производится действие под названием «договариваться».

Встреча с егерями у меня была только на КПП при выходе с маршрута, где проверили билеты.



5. Нужен был кольцевой маршрут, чтобы можно было приехать и уехать на машине. Поэтому решили стартовать с КПП Лагонаки, где есть возможность оставить машину под охраной егерей заповедника на все время похода. За 100 рублей в сутки.

Сам договорился с ребятами с базы отдыха, где ночевали перед выходом, и оставил авто в 100 метрах от КПП. Бесплатно.

Маршрут вместе с логистикой получился следующий:

День 1. Москва - Должанская. Пробег – 1350 км.
День 2. Должанская – КПП Лагонаки. Пробег – 470 км.
День 3. КПП Лагонаки – Стоянка около приюта Цице.
День 4. Стоянка около приюта Цице – подножье горы Нагой-Чук. (попытка восхождения на Нагой-Чук)
День 5. Подножье горы Нагой-Чук – предвершинное плато Пшеха-Су. (траверс Пшеха-Су)
День 6. Предвершинное плато Пшеха-Су – подножье горы Фишт.
День 7. Подножье горы Фишт – Фишт-Оштеновский перевал (утром восхождение на Фишт)
День 8. Фишт-Оштеновский перевал – КПП Лагонаки – Должанская. Пробег – 470 км.
День 9. Должанская – Москва. Пробег – 1350 км.



Трек можно скачать здесь

Сейчас я бы выкинул перегон от КПП Лагонаки и оставил бы машину в районе Партизанского приюта. При наличии погоды можно сделать отличный круг с восхождением на все ключевые вершины района. Если убрать доездинг, то получилось бы примерно следующее:

День 1. Партизанский приют – подножье горы Нагой-Чук. (восхождение на Нагой-Чук)
День 2. Подножье горы Нагой-Чук – предвершинное плато Пшеха-Су. (траверс Пшеха-Су)
День 3. Предвершинное плато Пшеха-Су – подножье горы Фишт. (день отдыха)
День 4. Подножье горы Фишт – Фишт-Оштеновский перевал (утром восхождение на Фишт)
День 5. Фишт-Оштеновский перевал – Партизанский приют. (утром восхождение на Оштен)

В следующий раз так с сыном пойду, когда подрастет


Продолжение следует…

Еще из этого небольшого похода по Лагонакам:
Лагонаки. Натуральная горная сказка (2017)
Горная Адыгея. Трагедия на 30-м маршруте в сентябре 1975 года (2017)


Ср, 18 окт, 2017 07:11 (UTC)
3az

Вот прям буквально пару недель назад читал отчет Дмитрия :)))

Ср, 18 окт, 2017 07:42 (UTC)
velosi4

Что-то как много всего нельзя в заповеднике. Про костры и стоянки понятно, но чем им профессиональная съемка не угодила...

Ср, 18 окт, 2017 08:32 (UTC)
dvanet

Справедливости ради - с егерями не пересекался на маршруте

Ср, 18 окт, 2017 08:39 (UTC)
kirill_kaluga

Когда 6 лет назад ходили, стоило это 150 что ли со взрослого. Или вообще 100. Егерей только на КПП видели. На выходе в сторону Сочи никого. И добрый хранитель приюта Фишта, который просто спросил есть ли пропуск и подарил яблоко со значком. Поход понравился, но был август и жарко. И там ровно в плане тяжестей.
На Фишт с дитем как-нибудь схожу с Партизанского приюта партизанскими тропами же. 300 со взрослого, плюс 150 с ребенка это дорого по мне.
А еще, поселок Никель, штольни же, может на НГ сгонять даже. Мы тогда там 250 с носа платили, дешево по местным меркам. И в Мезмай стоит.

Ср, 18 окт, 2017 14:16 (UTC)
dvanet

Как партизанские тропы разведаешь, сообщи. Мне тоже дорого :)
Никель и Мезмай записал.

Ср, 18 окт, 2017 11:28 (UTC)
realist88

хорошие места. и с детишками удобно. но все эти пропуска и билеты на семью не бюджетно, еще и запреты. это конкретно останавливает. грузины в этом отношении молодцы.

Ср, 18 окт, 2017 14:15 (UTC)
dvanet

Да даже не столько в бюджете на поход дело, хотя он несоразмерно велик, конечно, а в потенциальных ограничениях на стоянку и маршрут.

Но места и правда хорошие )

Ср, 18 окт, 2017 14:10 (UTC)
doner

Да там хорошо. Тоже с сыном туда пойду, когда подрастёт.

Ср, 18 окт, 2017 14:13 (UTC)
dvanet

Нормально ты так спалился :) Поздравляю!

Ср, 18 окт, 2017 14:56 (UTC)
claire_ss

Красотааа! Жаль, что так сложно всё :(
В Америке мы платили за ночёвку на маршруте по 8$ с человека. Мне, конечно, не нравится наше народное нежелание платить в заповеднике. Ведь они сохраняются в чистоте и защищаются, неужели кажется, что прям непомерно дорого берут?
А тропы есть? И карта троп? Или если нет официального маршрута, то идти "по целине"?

Ср, 18 окт, 2017 15:23 (UTC)
dvanet

Маршруты есть и даже немного маркированы. Вот тут - http://kgpbz.ru/routes Там на самом деле несложно. Приехал, купил билет и пошел.

А где я написал, что не хочу платить?

Ср, 18 окт, 2017 16:36 (UTC)
gazel2

Жду подробностей!

Ср, 18 окт, 2017 16:41 (UTC)
dvanet

К следующему лету будут, думаю :)

Ср, 18 окт, 2017 20:22 (UTC)
wlad_1978

красота просто

Чт, 19 окт, 2017 04:55 (UTC)
dvanet

Есть такое

Ср, 18 окт, 2017 21:33 (UTC)
roman_smirnov

Лагонаки - здорово, но дорого и аппетиты растут

Чт, 19 окт, 2017 05:04 (UTC)
dvanet

Спрос-предложение. Людей полно там

Чт, 19 окт, 2017 11:37 (UTC)
valiok

по сравнению с Тебердинским заповедником http://teberda.org.ru/doc/marshruti/%D0%B2%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B2-r215 можно сказать, что Кавказский к туристам прямо лицом повернут :-) Собственно, только по этой заповедной причине в этом году поехали с женой в Архыз на Софийские озера, а не в Домбай.

Чт, 19 окт, 2017 12:22 (UTC)
dvanet

Мы просто очень ловкие, поэтому нас не поймали :) Но к Теберде да, в сетевых отчетах есть претензии.

Чт, 19 окт, 2017 21:33 (UTC)
uils

Фото прекрасные :-)
А ходить по маршруту, с нехилой вероятностью быть оштрафованным, как-то... неспокойно, что ли.

Пт, 20 окт, 2017 06:56 (UTC)
dvanet

Вот правильно выразил. Неспокойно как-то было поначалу. Потом плюнул и забил. Но в бюджет сумму на штраф заложил изначально (во где капец-то :)

Ср, 25 окт, 2017 17:31 (UTC)
almakedonskij

круто! Как раз мимо Казбека недавно проезжали )