dvanet (dvanet) wrote,
dvanet

Хибины. Ущелье мертвых Юмъекорр, джакузи и перевал Арсеньева

Перевал Звездочка Верхний - одно из самых красивых мест Хибин. Открывающиеся виды буквально сбивают зрителя с ног! Более 180 градусов горизонта занимает озеро Имандра, а за ним горы сливаются с небом….

Понятно, что после такого описания я просто обязан был залезть на эту Звездочку, чего бы мне это не стоило. Карты путал надоедливый дождик, ливший все ночь напролет и не собиравшийся заканчиваться утром. Но Звездочка… Виды… Самое красивое место… Ну и пусть все затянуто белесой пеленой, а вдруг распогодится?

Оставив вещи в палатке, битых три часа лазали под дождем, промокли как цуцики, но так и не нашли эту чертову Звездочку. Ни верхнюю, ни нижнюю. Зато встретили забавного товарища, который шел по Хибинам в одиночку. Судя по запасам газа, заботливо разложенным на всеобщее обозрение, это был какой-то работник Газпрома. Семь баллонов на одного против моих полутора на двоих!

2. Плюнули на поиски Звездочки и залезли в палатку немного обсохнуть и выпить чаю. Cнаружи проходит какая-то тургруппа, топоча как стадо ежиков, и издевательский голос на все лады троллит своего руководителя:

— Эх, Петр Иваныч, Петр Иваныч! Нормальные люди в такую погоду вон в палатке сидят, чаи гоняют!
— И не стыдно Вам, Петр Иванович, гонять нас под дождем?
— А, Петр Иваныч? А?

Спустя час распогодилось, чем мы и воспользовались, оперативно собрав лагерь и тронувшись дальше. Звездочку повторно искать не пошли, обидевшись на утреннюю недоступность:

3. Буквально через несколько минут натыкаемся на что-то странное и явно требующее более пристального внимания:

4. Это Западная библиотека Хибин, входящая в целую библиотечную систему, которая включает в себя три пункта – западный, восточный и белый. Любую книгу из этой библиотеки можно брать, читать во время похода и оставить в одной из других.

Очень поднимающая настроение штуковина. Автору идеи желаю радости и всяческих ништяков:

5. Каким бы библиофилом и книгочеем ты не был, но день давно перевалил за середину и пора двигаться дальше. Впереди перевал.

А для половины нашей туристической группы не просто перевал, а первый в жизни перевал:

6. Ущелье Юмъекорр, что в переводе с саамского означает «ущелье мертвых». Говорят, что когда-то давным-давно, потерявшие всякий стыд шведы решили брать дань с местных саамов. Саамы дань платить не желали и придумали коварный план, и заманили подлых шведов в тогда еще безымянное ущелье, и обрушили на шведские головы целый обвал из каменных глыб.

Именно так одним безымянным ущельем в Хибинах стало меньше:

7. Идем, пыхтим по какой-то каменной щели. Древние шведы эти, потерявшие всякий стыд, в голове вертятся… И тут – раз! – и выходим на спуск в долину ручья Меридиональный, где даже немного вопим чего-то невнятное. От внезапно нахлынувших эмоций:

8. Этот чувак, который газовый маньяк, рассказал нам про ванны-джакузи с прозрачнейшей бурлящей водой, которые ждут нас за перевалом. Пока мы пыхтели наверх, то вслух вспоминали про эти ванны и были даже не прочь и занырнуть. А вот когда спустились, то желание искупаться немного поубавилось.

Но джакузи на самом деле есть. С чистейшей водой какого-то невероятного цвета. В левом углу, кстати, видна печка из камней, оставшаяся от туристической бани. И хочу сказать, что это очень правильное место для походной бани:

9. Спускаемся вдоль Меридионального ручья, на ходу поедая чернику, которой там видимо-невидимо:

10. Доходим до реки Гольцовка, со вздохом смотрим за голубым небом с левой стороны, и поворачиваем направо, в сторону вооон той черной горы.

11. Река Гольцовка. На другой стороне обещали хорошую стоянку с каменными клумбами и вымощенными дорожками. Пошел на разведку, и так лень было мочить ноги, что решил перепрыгать по камешкам.

В самом глубоком месте немного не рассчитал и попал в совершенно дурацкую ситуацию, когда одна нога на одном камне, вторая на другом, между камней поток, а сам сидишь в шпагате, практически как Жан-Клод-Ван-Дамм. И все. И ни туда и ни сюда. Все окрестные медведи, если бы они там были, лопнули бы от смеха.

12. Но стоянка и правда была хороша:

13. На следующий день нужно было перебраться через перевал Арсеньева Восточный, который мало того, что имеет высоту ровно в 1000 метров, так еще и категорию сложности, отличную от нулевой. Утром вокруг палатки летали клочья тумана и набрасывались на любого, кто появлялся в поле зрения:

14. Клочья клочьями, но идти надо. В короткий промежуток времени, когда не было дождика, собрали лагерь. Газовый магнат из предыдущего дня опять нас настиг в момент выхода, и пришлось с ним разговаривать. Следит он за нами, что ли?

Приятно пообщавшись на всякие околотуристические темы, тронулись в сторону перевала:

15. Хибины – горы старые. Поэтому почти все склоны представляют собой курумник, разной степени крупности. Палки в очередной раз очень выручили, но к выходу на перевал от дурацких камней под ногами, из которых половина «живых», откровенно утомились.

По пути периодически начинал идти достаточно сильный дождик, и мы от безысходности начинали петь песни. Видимо наши вокальные возможности не очень нравились в том месте, где включают дождики, поэтому буквально после пары куплетов потоки воды сверху стихали.

16. Опять покажу свой прекрасный чайник, который уже совсем скоро нужно будет протирать от пыли и брать с собой в новые странствия. На перевале половина нашей группы на своем примере поняла всю прелесть мембранной одежды против непромокаемой пленки.

Все-таки там, где есть физическая нагрузка, под дождем альтернативы мембране нет.

17. Спускаемся в долину ручья Ферсмана по надоевшему уже курумнику, достаточно крутому и затяжному.

При наличии времени, желания и погоды есть смысл сделать дневку перед перевалом Арсеньева и сходить радиалку в цирк Ферсмана. Зайти на вершину горы Часначорр и обойти цирк по хребту, по кругу, через перевалы Часначорр, Крестовый и Ферсмана. Очень красивая и интересная вылазка может получиться:

18. На спуске вдоль ручья Ферсмана в долину реки Малой Белой погода подарила нам немного солнышка. При наличии солнышка жизнь улучшается прямо на глазах, что ни говори:

19. При очередном броде через ручей нужно было элегантно перепорхнуть с камешка на камешек, но в самый ответственный момент что-то пошло не так. При глубине брода максимум по колено, измученный туристический организм долго и немного трагично балансировал на скользком камне, но решил все же плюхнуться в ручей целиком, не сняв одежду и даже рюкзак. Очень хорошо, что это был не мой организм:

20. Встали на слиянии ручья Ферсмана и реки Малая Белая. На мой взгляд, вставать лучше либо ранее, в верховьях ручья, либо уходить дальше, в верховья Малой Белой. Но мокрая половина команды, несмотря на задорное бульканье и чавканье, настоятельно требовала рому сухой одежды и горячего чая:

Продолжение следует…

Еще из Хибин:
Хибины. Былых мастодонтов горбатые спины (2016)
Хибины. Маршрут, карты и другая техническая информация (2016)
Хибины. Ущелье Аку-Аку (2016)

Tags: #Хибины, Мурманская область, Хибины, горы, палатка, пейзаж, поход, путешествия

Posts from This Journal “Хибины” Tag

Buy promo for minimal price.