dvanet (dvanet) wrote,
dvanet
dvanet

Categories:

Хибины. Маршрут, карты и другая техническая информация



Если вы готовы променять зной пляжей Краснодарского края на прохладу короткого северного лета. Если вас манит несколько угрюмая красота северной природы – серые камни, прозрачные озера и холмы, расписанные разноцветными мхами. Если вам нравится, как солнце, уставшее от полярного дня, медленно садится за горизонт, окрашивая соседние вершины невысоких гор в оранжевые тона…

В этом случае вам обязательно нужно побывать в Хибинах. Просто обязательно.

И это именно тот случай, когда автомобиль нужно оставить на парковке в городе или, на крайний случай, совершить безумный джиперский подвиг и доехать до базы контрольно-спасательной службы, что расположена в самом сердце Хибинских гор. Там верный четырехколесный конь должен остаться отдыхать от преодолений множества препятствий, а экипажу стоит закинуть на плечи рюкзак и отправиться смотреть Хибины. Пешком.

Потому что Хибины, как и любые другие горы, можно посмотреть только пешком…

Почему именно Хибины?
Потому что эти горы очень удобны для походов. Они компактны, но в то же время имеют много перевалов и долин. При планировании маршрута можно подобрать препятствия на любой вкус, от некатегорийных до 2Б категории сложности.



Из большинства долин есть возможность относительно быстрой аварийной эвакуации (в пределах 1-2 дней) либо к населенному пункту, либо к базе контрольно-спасательной службы, находящейся в центре массива и на которой постоянно дежурят представители МЧС. До базы КСС ведет автомобильная дорога, доступная любому паркетнику. Там вполне можно поставить полноценный базовый лагерь и совершать радиальные выходы.



Заброска и выброска
С точки зрения логистики Хибины очень хороши. Традиционно маршрут начинается со станций Имандра, Хибины или Нефелиновые пески, где останавливаются железнодорожные поезда на Мурманск. Оттуда за несколько часов можно дойти до ущелья Аку-Аку, а там уже совсем рукой подать до ущелья Юмьекорр, которое еще называют западными воротами в Хибины.



Можно добраться самолетом до Апатит или Мурманска и начинать путешествие непосредственно из Кировска, через озеро Малый Вудъявр и ущелье Рамзая. Даже наша, совершенно дикая логистика с автомобильной заброской до Апатит, парковкой около вокзала и железнодорожным перегоном Апатиты-Имандра вполне имеет право на жизнь.

Джиперы, ежегодно массово мигрирующие на Кольский полуостров! Заложите 3-4 дополнительных дня, бросайте своих колесатых монстров в Апатитах, Кировске или на базе КСС, и вперед, в Хибины, за прекрасностями и чудесатостями. Пешком!



Карта Хибин+GPS
Чтобы уместить в голове все эти урчащие слова Вудъявр, Юмьекорр и Юдычвумчорр, и привязать их к сторонам света, вам обязательно понадобится карта. Вот тут можно скачать 500-метровку Хибин повышенной прекрасности. На ней отмечены все перевалы с указанием категорийности и высоты. У кого я ее стырил при подготовке маршрута, уже и не вспомню, но спасибо тебе, хороший человек.

Если же вы пользуетесь шайтан-машинкой, которая называется GPS навигатор, то качайте вот эту карту для Garmin (img файл для загрузки в навигатор). Или можно загрузить карту от Славы Завьялова, что с командой единомышленников рисует подробную карту Подмосковья, так любимую всеми ммбшниками. Сам с удовольствием пользуюсь GPS и шел по первой карте.



Подготовка маршрута
Про снаряжение я уже писал в этом посте, который недавно обновил. В этот раз из списка снаряжения использовалось практически все, что не может не радовать. И да, совершенно точно не нужно брать в летние Хибины фонарик, о чем мне и говорили опытные товарищи. Не включал ни разу.

Общие советы:
- на перевалы выходить утром
- ночевку планировать около воды
- дневной перегон не больше 10 км. Если в организме проснется лось, то лучше сбегать радиалку
- обязательно заложить несколько дней на непогоду и дневки
- если поход длительный, то можно заложить в середину дневку на базе КСС. Баня и другие блага цивилизации



Итоговая нитка маршрута на 7 дней у меня получилась такой:
ст. Имандра – ущ.Аку-Аку – ущ. Юмъекор (н/к) – руч. Меридиональный – р. Гольцовка - пер. Восточный Арсеньева (н/к) – руч. Ферсмана – р. Малая Белая - радиалка на Юдычвумчорр – пер. Петрелиуса Западный (н/к) – база КСС - пер. Рисчорр Южный (н/к) – оз.Академическое – пер.Академический (1А) – база КСС – г. Кировск – г. Апатиты.

Забегая вперед скажу, что маршрут пришлось сильно менять на ходу.

При планировании стоянок и дневных переходов удобно пользоваться чужими маршрутами. Вот, например, хороший пример на 13-16 ходовых дней, охватывающий почти все интересные точки Хибин. По этой же ссылке есть и карта с отмеченными местами ночевок. Берете его и кромсаете под свои нужды.



В конце хочу дать ссылку на очень правильный сайт по Хибинам - hibiny.pro. Помимо ценной информации на сайте, авторы этого ресурса входят в Нижегородский горный клуб.

Это организация с очень правильным и близким мне по духу подходом – категорийность и прочая спортивность не очень приветствуется, но в то же время, вопросам безопасности уделяется повышенное внимание. Перед выходом каждая группа должна защитить свой маршрут, например. Короче, если вы живете в Нижнем Новгороде и хотите в горы, то вам прямая дорога туда.

Все, с техническими премудростями я закончил. В следующих сериях, как обычно, картинки и рассказ о невероятных трудностях, и про их героическое преодоление. Не переключайтесь…

Еще из летних Хибин:
Хибины. Былых мастодонтов горбатые спины(2016)


Tags: Хибины, горы, поход, техническая информация
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Buy for 50 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 36 comments

Recent Posts from This Journal