dvanet (dvanet) wrote,
dvanet

Грузинские горы. Степанцминда. Перевал Саберце

В ботинках противно хлюпало. И надо же было умудриться уже на выходе из ущелья Кистинки попасть под ливень и насквозь промочить ноги? Завтра же на ледник! И как?

Выливаем воду из ботинок, выжимаем одежду, вызваниваем такси и возвращаемся в гостеприимный дом Гиви, во дворе которого уже давно скучает наш автомобиль. В таких сложных жизненных моментах принятию судьбоносного решения очень помогает наличие полбутылки коньяка и большой кастрюли вкуснейших хинкали.

К этой-то подготовке к принятию важного жизненного решения о завтрашнем дне и о судьбе мокрых ботинок мы и приступили…

2. Сама Степанцминда – небольшой поселок близ границы с Россией – она разная. Где-то симпатичные мощеные улочки:

3. Где-то полуразвалившиеся хибары:

4. Такая тоже бывает:

5. Виды у людей из окна открываются крышесносные. Слева видна Троицкая церковь в Гергети. Ее нам никак не миновать:

6. Рядом с нами, в гостеприимном доме Гиви, живет целая банда иностранных студентов под предводительством Нильса из Германии. У ребят недельный маршрут по Армении и Грузии и мы прекрасно пообщались на ломаном английском. На совсем ломаном, с выпучиванием и страшным вращением глаз для убедительности, и словами друг другу «как это по-ихнему?»

Мы уже приняли судьбоносное решение с помощью полбутылки коньяка и большой кастрюли вкуснейших хинкали, поэтому от нашего добродушного общения сбежали все иностранные студенты. Выдержал только стойкий Нильс. У Нильса были усики, как у Арамиса, только еще круче, завитые на концах колечками. Может потомок, поэтому и стойкий.

Ботинки мокрые насквозь и высохнуть никак не успевали, поэтому на следующий день мы решили их сушить методом подъема из поселка мимо церкви, до ледника. Заодно и разведка получится:

7. Утром берем маленькие рюкзаки с перекусом на день, влезаем в мокрые ботинки и собираемся в путь, позвав с собой Нильса. К чести Нильса, он сделал вид, что почти согласен, но вот его подруга почему-то против.

Путь лежит через поселок Гергети, что напротив Степанцминды. Это самый настоящий горный аул с двумя грунтовыми дорогами и бродящей между домов живностью:

8. Гергети. Внизу парковочка для тех, кто жаждет пройти путь своими ногами. Ну или просто сикает не желает заезжать наверх, до церкви, на своих колесах:

9. Это был взгляд назад. А если посмотреть вперед, то открываются поистине ошеломляющие виды:

10. Делаем поистине нечеловеческое усилие и вырываемся вперед. Наконец-то впереди открывается та картинка, ради которой мы вообще лезем сюда:

11. Желания зайти в церковь не возникает абсолютно, поэтому оставляем ее на конец дня. Но красиво, тут ничего не скажешь:

12. Немного промахнулись с правильной тропой, и ушли к той беседке, что в правой части картинки. Встретили там пастуха с внешним видом профессора МГУ, с которым поговорили за жизнь. Пастух очень настойчиво хотел нас накормить, видимо внешний вид у нас остался немного голодным, несмотря на вчерашнюю кастрюлю хинкали.

Напоследок хотим набрать воды из ручья, но были остановлены пастухом-профессором. Оказалось, что у него этот ручей используется как холодильник для собачьего мяса. Так что, будьте осторожнее при наборе воды из прозрачных, как слеза, кристально чистых и невероятно прекрасных горных ручьев:

13. На правильную тропу выходим прямо по склону, что на карточке справа поднимается из оврага. Кто плохо ориентируется, тот всегда много ходит. Кругами:

14. Цветущие рододендроны. Конструкция справа – что-то вроде большой лампы, где можно развести сигнальный огонь. Встретили похожую, всю изломанную ветром, выше метеостанции. Информации о том, зачем нужны и как использовались не нашел, к сожалению:

15. Путь на перевал очевиден – вон та ложбинка впереди:

16. Людей много. Либо будущие восходители на Казбек тащат снаряжение в район метеостанции, либо просто туристы идут до перевала. Доходим до снега, начинает дуть ветерок.

Рядом с нами идут парень с девушкой, которые, судя по одежде, явно не планировали подниматься выше церкви. Разговорились на привале – оказались из Рязани, пошли наверх просто погулять по тропе от церкви. Снег их испугал, хотят разворачиваться.

Обещаю каждому по кружке чая с лимоном из термоса. Но только на перевале! И вижу прямо-таки физически ощущаемые муки выбора – и вниз хочется, но чай-то вот он, сладкий и с лимоном, и совсем немного идти осталось… Наверху честно ждал с чаем, но не дождался:

17. Наверху веселье. Девушки с голыми коленками, например. Этот факт мы пропустить никак не могли и осуществили международный обмен чашки чая на басурманскую печеньку. Позитивную и морозоустойчивую девушку зовут Ева, она из Словакии. Едет велосипедный маршрут по Грузии с американцем Майклом (справа). Потом улетает обратно в Англию, где работает, а Майкл отправляется дальше, в Грецию.

Майкл – обычный американский пенсионер, 60 лет. Путешествует 4 месяца в году. На каждом этапе к нему присоединяются разные красивые девушки. Майкл – молодец!

Уверен, что многие возжаждут подробностей – как путешествовать 4 месяца в году и, самое главное, как сделать так, чтобы на каждом этапе присоединялись девушки с голыми коленками. Я пытался выяснить, но мой инглиш из вери хард, поэтому, увы…

Очень! Очень позитивные люди. С огромным удовольствием пообщались. И они не сбежали, как иностранные студенты под предводительством Нильса.

18. Очень много людей валит вниз. Погоды на Казбеке нет – сидят два-три дня и уходят:

19. Но нам наверх только завтра, поэтому крестим пальцы на удачу, и бежим вниз:

20. По пути забегаем к церкви. Не впечатлила. Очень туристическое место, к сожалению.

Вот вам обратная сторона массового туризма, которую немногие показывают. Размешенная в грязь колесами, но красивая в прошлом, поляна, стихийная парковка, синие туалетные кабинки и какой-то сарай:

21. Хотя церковь красивая, конечно:

Вечером были сборы и великолепный грузинский ужин из яиц настоящих грузинских куриц и самых настоящих грузинских сосисок. Долго и душевно разговаривали за ужином с Гиви на самые разные темы. Если коротко, то Саакашвили – редиска, но нынешняя власть еще хуже. Лучше всего было при Брежневе.

Завтра наверх, не переключайтесь…

Еще из грузинских гор:
Грузия. Как перезимовать лето (2016)
Грузия. Пропуск в пограничную зону (2016)
Грузинские горы. Ущелье реки Кистинка (2016)
Грузинские горы. Перевал Кибеши (2016)

Tags: Грузия, Кавказ, Казбек, горы, путешествия, церкви и храмы

Buy promo for minimal price.