dvanet (dvanet) wrote,
dvanet

Валаам

Практически любой отчет о Валааме заканчивается восторженными эпитетами и восклицательными знаками. «Какая благодатная земля! Какие удивительные по красоте места! Какое намоленное место! Какие службы монастырские!» и прочее…

У меня же место оставило очень и очень неоднозначные впечатления…

2. Некоторые люди, такие как шаман Миша Воттоваарский, добираются до Валаама самоходом, на байдарке или самодельном парусном катамаране. Правильный подход, но в этот раз мы решили замаскироваться под настоящих туристов и попасть на остров на большой железной лодке с дизельной тягой.

Стартовав утром в славном городе Санкт-Петербурге, буквально через пару часов мы запарковали машину в Приозерске, около причала, откуда отправляются метеоры на Валаам:

3. Нашли некоего Владимира Сергеевича, с которым ранее созванивались по телефону, и передали ему, на минуточку, 6400 рублей на двоих, в обмен на бумажный квадратик, который нужно было показать капитану метеора:

4. Все метеоры названы в честь святых, мы ехали на «Андрее Первозванном». По преданию именно Святой Апостол Андрей Первозванный, просвещая скифские и славянские земли, разрушил на острове древние капища в честь языческого божества Ваала (Велеса). Он предрек великое будущее Валаама, наступившее с основанием и расцветом монашеской обители:

5. Час с небольшим по бескрайним просторам Ладоги:

7. Прибывшие туристы умело сбиваются в отару специально обученным пастухом гидом-экскурсоводом:

8. Кстати, до острова, кроме метеора, можно добраться еще и на теплоходе. Время в пути порядка 3.5 часов. Если хотите постоять на палубе, то теплоход будет предпочтительнее. На метеоре окружающими видами особо не полюбуешься:

9. Оборачиваемся, а там поп повез прихожанку кататься. На пятисотом корвете. Но ладно, не будем отвлекаться:

10. Это Аня, наш экскурсовод. Понравилась:

11. Знаменитые Валаамские сады. Естественный слой почвы на Валааме – около 10 см, а под ним гранитная скала. Сады здесь стали возможны только благодаря насыпной почве, которую доставляли на остров всеми мыслимыми и немыслимыми способами в течении нескольких десятилетий:

12. Знаменская часовня:

13. Дальше наш путь лежит к Никоновскому скиту, а Аня рассказывает о том, что на остров можно попасть дикарем, туристом, паломником, волонтером и трудником:

14. Ну, с туристами все понятно – это однодневные мы.

Дикари – это такие, как шаман Миша Воттоваарский. Они не очень вписываются в картину мира и не приносят доход, поэтому их нещадно гоняют. Под предлогом того, что остров объявлен заповедником.

Паломники – это такие длительные туристы, с церковным уклоном. Приезжают и живут в гостинице на острове за свой счет, до двух недель.

15. Волонтеры – это натуральный студенческий стройотряд. Трехнедельный «напряженный бескорыстный труд» за проезд, еду и общагу. Есть посиделки, гитара, костер.

Трудники – что-то ближе к монахам. Также работают за проезд, еду и общагу. Должны участвовать в храмовых богослужениях. Живут в комнатах по 10-30 человек. Никаких костров и гитар:

16. Баня - раз в неделю:

17. Дальше разговор сворачивает на взаимоотношение монастыря и местного населения. И тут вскрываются ого-го какие страсти:

18. Все очень просто. После Великой Отечественной войны, когда Валаам в очередной раз перешел от Финляндии к СССР, на острове было и подсобное хозяйство, и интернат для инвалидов войны (тут целая отдельная тема по поводу ссылки калек со всей страны) и музей-заповедник. Так или иначе, но люди селились на острове, получали жилье и прописку.

В начале 90-х монастырь отходит РПЦ. И начинается локальная война…

19. Жители цепляются за свою жизнь на острове, а монастырь хочет переселить всех мирян на материк. Нужно отдать должное, переселить не в пустоту, а в отдельные квартиры в Сортавале:

20. В последнее время ситуация накалилась. Выделен бюджет на реставрацию «Зимней гостиницы» и его нужно осваивать, а приступить к работам нельзя, потому что там живут люди:

21. Живут, как я понимаю, примерно так:

22. Мы же прервались на обед (вкусно!) и отправились в Спасо-Преображенский собор – главный храм обители:

23. На входе были остановлены охраной, которая достаточно жестко потребовала от посетителей наличия юбок и платков. Снимать нельзя, поэтому фотографий нет:

23. Собор особого впечатления не произвел, а вот монастырский хор выдал так, что у меня коленки подогнулись. Могут, что тут скажешь. Особенно вот этот короткостриженый мужчина:

Фото отсюда - http://hor.valaam.ru/koncert/

24. На этом экскурсия подошла к концу. Мы же еще около часа погуляли по острову:

25. И отправились в обратный путь:

26. Такой вот получился у меня остров Валаам:

Место однозначно стоит посетить. Однозначно.

К сожалению, умиротворенности и святости места не почувствовал от слова «вообще». Такого, как чувствовал на закате у церкви Покрова на Нерли, например.

Тут очень серьезный бизнес, большие деньги и огромный туристический поток. Совершенно конские цены буквально на все. Толпы сумасшедших старух, неистово разбивающих лбы о каменный пол.

Попы на роскошных катерах, лихо вспенивающие воды Валаамских бухточек и взрывающие колесами двухсотых крузаков щебенку около пристани. Ну, в принципе могут, чем не бизнесмены…

Но о какой святости тогда может идти речь?

Tags: Валаам, Карелия, автопутешествие, лес, пейзаж, путешествия, церкви и храмы

Buy promo for minimal price.